Анализ дискурсивных режимов перехода во взрослость в нормативных документах молодежной политики России
Аннотация
Молодость как жизненный этап предполагает постепенное обретение навыков и компетенций, позволяющих достичь статуса взрослого. Современные модели перехода во взрослость все больше уходят от линейности и предзаданности, предполагавшихся модернистским жизненным курсом, становясь более гибкими и зависимыми от индивидуального биографического выбора. При этом несмотря на «приватизацию» и «персонализацию» процесса становления взрослым, успешность транзиции во многом зависит от социо-экономических условий, различных видов неравенства и национальной социальной политики. Реализуемая государством молодежная политика играет одну из важнейших ролей в организации возможных и доступных для молодежи режимов перехода во взрослость. Статья выстраивается на пересечении двух перспектив: анализа моделей молодежной политики и анализа транзиции во взрослость. В фокусе статьи дискурсивные режимы транзиции во взрослость в нормативных документах молодежной политики современной России. Опираясь на анализ федеральных нормативных документов молодежной политики РФ за период 1990–2020 гг., демонстрируется, что артикуляция транзиции во взрослость существенным образом менялась на протяжении последних тридцати лет. Выделяются четыре сменяющих друг друга доминирующих типа дискурса, задающих рамки режимов перехода в конкретные периоды времени: 1990 гг. – режим избирательного патернализма; 2001–2005 гг. – режим воспитания и вмененной ответственности; 2006–2014 гг. – воспитательно-протекционистский режим; 2015–2020 гг. – режим мобилизации. Ключевой особенностью молодежной политики РФ является постепенное исчезновение из документов горизонта взрослости для молодежи и конституирование молодости как автономного жизненного этапа. А сами молодые все больше рассматриваются как ресурс и готовая к мобилизации группа здесь и сейчас, нежели как потенциальные автономные взрослые.