https://jsps.hse.ru/issue/feed Журнал исследований социальной политики 2024-09-24T17:39:25+03:00 Яковлева Виктория jsps@hse.ru Open Journal Systems <p style="text-align: justify;"><em><strong>Журнал исследований социальной политики</strong></em>&nbsp; публикует статьи по теории, истории и методологии социальной политики, результаты эмпирических исследований и экспериментов в сфере социальной политики как в России, так и за рубежом, учебно-методические материалы для преподавателей социальной политики как учебной дисциплины; библиографические обзоры и рецензии. К публикации принимаются статьи как на русском, так и на английском языках.<br><br><br></p> <p>&nbsp;</p> https://jsps.hse.ru/article/view/22003 Стратегии социальной поддержки и интеграции уязвимых групп 2024-07-22T23:26:44+03:00 От редакции jsps@hse.ru <p>***</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22004 Цифровая трансформация государства и социально-­экономическое неравенство в кросс-­национальной перспективе 2024-07-25T14:17:53+03:00 Юрий Андреевич Кабанов ykabanov@hse.ru Анна Георгиевна Санина asanina@hse.ru Евгений Михайлович Стырин estyrin@hse.ru <p>Взаимовлияние информационно-­коммуникационных технологий (ИКТ) и&nbsp;неравенства является растущей мультидисциплинарной областью исследований. Внедрение новых технологий, в&nbsp;частности в&nbsp;государственном секторе, часто сопровождается дискурсом относительно их позитивных социально-­экономических эффектов, однако выводы предыдущих эмпирических исследований пока не&nbsp;так однозначны: в&nbsp;них обнаруживается как положительное, так и&nbsp;отрицательное воздействие цифровой трансформации на&nbsp;социально-­экономическое неравенство. Зачастую такое влияние опосредуется другими переменными, например, качеством институциальной среды. Данная работа вносит вклад в&nbsp;эти исследования, предлагая кросс-­национальный эмпирический анализ влияния технологий электронного правительства и&nbsp;электронного участия на&nbsp;сокращение неравенства в&nbsp;предоставлении базовых государственных услуг по&nbsp;трем измерениям: доход, социальная группа и&nbsp;гендер. Исследование построено на&nbsp;данных ООН и&nbsp;проекта Varieties of Democracy (2008–2022&nbsp;гг., 171 страна) с&nbsp;использованием корреляционного и&nbsp;регрессионного анализа. В&nbsp;работе сделан вывод о&nbsp;том, что показатели цифровой трансформации значимо и&nbsp;положительно коррелируют с&nbsp;индикаторами социально-­экономического равенства в&nbsp;доступе к&nbsp;государственным услугам. Неравенства меньше в&nbsp;странах с&nbsp;высоким уровнем развития электронных услуг и&nbsp;каналов онлайн-­участия граждан. При этом регрессионный анализ панельных данных с&nbsp;фиксированными эффектами не&nbsp;дает убедительных доказательств, что такая корреляция носит безусловный характер причинно-­следственной связи. Развитие технологий электронного правительства и&nbsp;электронного участия статистически значимо влияет на&nbsp;сокращение неравенства в&nbsp;доступе к&nbsp;услугам, связанного с&nbsp;доходами населения. Однако в&nbsp;случае с&nbsp;остальными измерениями неравенства (социальная группа, гендер) при контроле временных и&nbsp;страновых эффектов, а&nbsp;также институциальной среды, значимого эффекта не&nbsp;наблюдается. Полученные выводы могут свидетельствовать как о&nbsp;нехватке данных, так и&nbsp;о&nbsp;недостаточном трансформирующем влиянии ИКТ на&nbsp;социальные процессы. Расширение хронологических и&nbsp;географических рамок исследования, использование альтернативных измерений для переменных и&nbsp;других методов анализа (включая кейс-стади) являются дальнейшими шагами в&nbsp;изучении данной темы.</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22005 Политика в отношении школьного выбора в постсоветских странах: опыт построения индекса 2024-07-25T14:17:51+03:00 Константин Михайлович Анчиков kanchikov@hse.ru Сергей Измаилович Заир-Бек szair-bek@hse.ru Татьяна Анатольевна Мерцалова tmertsalova@hse.ru <p>Статья посвящена сопоставительному анализу национальных образовательных политик в&nbsp;области школьного выбора в&nbsp;странах бывшего Советского Союза. Целью исследования является анализ трансформации образовательной политики после распада СССР, перехода от&nbsp;унифицированной советской системы к&nbsp;суверенным национальным моделям управления образованием. Предлагается новый подход к&nbsp;понимаю школьного выбора с&nbsp;учетом законодательно установленных норм, которые обеспечивают индивидуализацию образовательных траекторий учеников и&nbsp;поддержку возможности осуществления выбора. Сопоставительный анализ нормативного регулирования школьного выбора проведен методом индексирования на&nbsp;основе разработанного комплекса показателей, характеризующих вариативность и&nbsp;централизацию механизмов нормативного регулирования школьного выбора. Исследование выявило, что страны постсоветского пространства предприняли шаги к&nbsp;формированию и&nbsp;реализации механизмов школьного выбора. Основное внимание в&nbsp;работе уделяется анализу сочетания возможностей выбора с&nbsp;характером их регулирования на&nbsp;различных уровнях, что позволяет более полно оценить сложность и&nbsp;многогранность процессов трансформации. В&nbsp;частности, подчеркивается, чтонесмотря на декларирование документального регулирования и&nbsp;предоставление выбора широко декларируется, реальное внедрение и&nbsp;эффективность этих механизмов ограничивается из-за локальных социокультурных, экономических и&nbsp;геополитических условий.</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22006 Отложенное старение и поздняя взрослость: анализ динамики научных публикаций методом тематического картирования 2024-07-25T14:17:48+03:00 Ирина Андреевна Григорьева soc28@yandex.ru Людмила Александровна Видясова bershadskaya.lyudmila@gmail.com <p>Статья посвящена наукометрическому анализу публикаций, охватывающих проблематику активного старения/долголетия, отложенного старения и&nbsp;здоровья пожилых людей. Целью работы является поиск новых исследовательских методов для изучения многофакторного и&nbsp;нелинейного характера старения, а&nbsp;также выявление связи тематической наполненности научных публикаций с&nbsp;ключевыми направлениями, заявленными в&nbsp;официальной повестке Мадридского международного плана по&nbsp;активному старению и&nbsp;Индексе активного старения. Утверждение концепции активного старения через мадридский план и&nbsp;последующие национальные планы активного старения / долголетия в&nbsp;ряде стран выступило важным нормативным ориентиром для жизни в&nbsp;позднем возрасте. Это не&nbsp;только способствовало политике длительной занятости пожилых, но&nbsp;и&nbsp;оказало важное влияние на&nbsp;изменение общественного восприятия старения, жизненной стратегии и&nbsp;самоидентификации пожилых. В&nbsp;России «Стратегия действий в&nbsp;интересах граждан старшего поколения в&nbsp;Российской Федерации до&nbsp;2025&nbsp;года», принятая в&nbsp;2016&nbsp;г. с&nbsp;«осторожными» формулировками, и&nbsp;Индекс активного долголетия (ИАД) стали важными шагами на&nbsp;пути адаптации к&nbsp;глобальным трендам в&nbsp;области старения. В&nbsp;статье анализируется предметное поле научных публикаций по&nbsp;теме активного и&nbsp;отложенного старения, а&nbsp;также поздней взрослости в&nbsp;контексте взаимосвязи с&nbsp;критериями ИАД. Результаты тематического картирования научных публикаций освещают как отечественный, так и&nbsp;зарубежный опыт исследований в&nbsp;этой области. Исследование выявило преобладание тем, связанных с&nbsp;разработкой критериев для оценки активного старения и&nbsp;долголетия, человеческого капитала, а&nbsp;также вопросов здоровья и&nbsp;использования сервисов здравоохранения. Также отмечается тенденция к&nbsp;медикализации исследований проблем старения и&nbsp;акцент на&nbsp;аналитических методах обработки больших данных.</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22007 Когнитивные медиаторы удовлетворенности доходом на пенсии 2024-07-25T14:17:45+03:00 Екатерина Вячеславовна Забелина katya_k@mail.ru Александр Александрович Максименко Maximenko.Al@gmail.com Ирина Александровна Трушина trushina_ia@mail.ru Виталина Витальевна Кропачева vitakrop@mail.ru <p>Успешное старение – один из&nbsp;ведущих трендов в&nbsp;междисциплинарных исследованиях. Большая часть исследований рассматривает фактический уровень дохода и&nbsp;его влияние на&nbsp;субъективное благополучие пенсионеров. В&nbsp;данной статье представлены результаты исследования, направленного на&nbsp;анализ факторов, определяющих удовлетворенность доходом среди пенсионеров. Основываясь на&nbsp;данных, собранных в&nbsp;Челябинской области, показано, как формируется понимание сложной детерминации удовлетворенности материальным положением в&nbsp;период поздней социализации. Исследование демонстрирует, что удовлетворенность доходом на&nbsp;пенсии не&nbsp;является результатом исключительно социально-­эко­номических факторов, но&nbsp;зависит от&nbsp;биологических и&nbsp;когнитивных факторов, а&nbsp;также от&nbsp;общего уровня субъективного благополучия. Одним из&nbsp;выводов является идентификация когнитивных переменных, таких как позитивные базисные убеждения и&nbsp;временной фокус на&nbsp;настоящем, как значимых предикторов удовлетворенности доходом. Эти факторы действуют как медиаторы, опосредующие влияние социально-­экономических и&nbsp;биологических переменных на&nbsp;экономическое благополучие. В&nbsp;исследовании показана специфическая роль когнитивных переменных в&nbsp;процессе поздней социализации и&nbsp;дано расширенное представление о&nbsp;механизмах, лежащих в&nbsp;основе удовлетворенности материальным положением пенсионеров. На&nbsp;основе полученных данных авторы рекомендуют когнитивно-­поведенческую терапию в&nbsp;предпенсионный период для коррекции представлений о&nbsp;себе, о&nbsp;своем возрасте, профессиональном уровне и&nbsp;окружающем мире с&nbsp;целью повышения уровня субъективного экономического благополучия на&nbsp;пенсии. Такой подход может способствовать улучшению общего благополучия и&nbsp;удовлетворенности жизнью на&nbsp;пенсии. Исследование подтверждает необходимость комплексного подхода к&nbsp;анализу удовлетворенности доходом на&nbsp;пенсии и&nbsp;предлагает новые направления для будущих исследований и&nbsp;разработки социальных программ поддержки пенсионеров.</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22008 Проблемы «языка инклюзии»: на примере наименований людей с ментальными особенностями 2024-09-24T17:39:25+03:00 Екатерина Алексеевна Руднева katja1985mt@yandex.ru <p>Язык, находясь в тесной связи с социальными, культурными и политическими процессами, не только отражает, но и формирует их. В фокусе исследования – публичный дискурс, включающий тексты об инклюзивных проектах, а именно мастерских, для широкой аудитории. В статье анализируются наименования благополучателей и то, как выбор слов влияет на создание их образа. Материал исследования составили тексты, размещенные в интернете; сплошная выборка наименований сотрудников инклюзивных мастерских; данные веб-корпуса (для проверки частотности и даты первой фиксации); интервью, где участникам (с диагнозами и без) предлагалось высказать свое мнение по поводу тех или иных выражений и поделиться своим опытом. Подробно обсуждается номинация «люди с ментальными особенностями», а также актуальные идеологии и причины, по которым она оказывается проблематичной. Многочисленные варианты различаются по степени эвфемистичности и устойчивости словосочетаний: так, «люди с особенностями» могут быть «с ментальными особенностями», «особенностями развития», «особенностями интеллектуального развития», «развития психики и интеллекта»; «с нарушениями» – «интеллектуальными», «ментальными», «психическими», «умственными»; «с инвалидностью» – «ментальной» или «по психическому расстройству»; фиксируются варианты с прилагательными «особый», «особенный», «нейроотличный» и др. Хотя многие из этих выражений используются как взаимозаменяемые, они несут дополнительные оттенки значений и могут обозначать категории, пересекающиеся лишь частично, а также отличаются по тем идеологиям, которые стоят за ними. Основные выделенные закономерности – это вариативность и эвфемистичность наименований, а также новизна некоторых из них («ментальные особенности», «нейроотличный»). «Язык инклюзии» эвфемистичен и в более широком смысле, т. к. находится на стадии становления, стремясь найти корректные формулировки для обозначения тех смыслов и категорий, которые составляют социальную проблему, и предлагая новые этические модели. Кроме того, он ориентирован в большей степени на тех, кто связан с темой, и может оказаться не ясным для неспециалистов. Это обусловлено как особенностями функционирования этого языка, который касается профессиональных областей и учитывает прогрессивные идеологии, так и низкой осведомленностью общества.</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22009 «Я как проводник между мирами»: профессиональный выбор взрослых детей глухих родителей 2024-07-25T14:15:31+03:00 Мария Вячеславовна Малофеева mmalofeeva@hse.ru Никита Викторович Большаков nbolshakov@hse.ru <p>Слышащие дети глухих родителей (CODA) представляют собой уникальную социальную группу, процесс социализации которой проходит одновременно в&nbsp;двух культурах: слышащей и&nbsp;глухой. С&nbsp;одной стороны, такие дети усваивают знания, нормы и&nbsp;ценности сообщества глухих, в&nbsp;том числе через владение жестовым языком, который для некоторых из&nbsp;них становится первым языком общения. С&nbsp;другой стороны, им приходится взаимодействовать со&nbsp;слышащим большинством в&nbsp;процессе образования, общения с&nbsp;окружающими или перевода для родителей. Эта амбивалентность может как представлять возможности для получения уникального профессионального опыта, так и&nbsp;выступать в&nbsp;качестве дополнительного барьера при выборе профессии. Данное исследование посвящено анализу того, как опыт социализации в&nbsp;качестве CODA влияет на&nbsp;профессиональный выбор людей, выросших в&nbsp;таких семьях. Основу анализа составляют 17 полуструктурированных интервью: 15 со&nbsp;слышащими взрослыми, выросшими в&nbsp;семьях глухих родителей, в&nbsp;возрасте от&nbsp;18 до&nbsp;34&nbsp;лет, различных профессий, пола и&nbsp;образования, а&nbsp;также два экспертных интервью. Исследование показало, что первый профессиональный выбор CODA часто происходит под влиянием латентной власти родителей, которые транслируют негативные установки по&nbsp;отношению к&nbsp;профессиям, связанным c сообществом глухих, воспринимая их как непрестижные и&nbsp;малооплачиваемые. Тем не&nbsp;менее для CODA характерен также второй профессиональный выбор в&nbsp;пользу таких профессий, как сурдопедагог, юрист для глухих, переводчик РЖЯ&nbsp;‒ своего рода «возвращение домой» в&nbsp;культуру глухих и&nbsp;принятие роли посредника между глухим и&nbsp;слышащим сообществами. Непосредственный опыт перевода РЖЯ в&nbsp;детстве, будь он воспринят позитивно или негативно, не&nbsp;играет определяющую роль в&nbsp;профессиональном выборе CODA. Вместо этого ключевым фактором «возвращения» становится стремление сохранить связь с&nbsp;культурой глухих.</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22010 Как поддерживать отцов и семьи, воспитывающих детей с инвалидностью? 2024-07-25T14:15:28+03:00 Ольга Николаевна Безрукова o.bezrukova@spbu.ru Валентина Алексеевна Самойлова v.samojlova@spbu.ru <p>Современные вызовы социальной работы в&nbsp;сопровождении семей, особенно тех, где воспитываются дети с&nbsp;инвалидностью, требуют переосмысления роли отцов в&nbsp;воспитании и&nbsp;заботе о&nbsp;детях. В&nbsp;статье представлен анализ факторов, влияющих на&nbsp;вовлеченность отцов, выделяются ключевые принципы и&nbsp;направления работы, призванные усилить их участие в&nbsp;воспитании и&nbsp;обеспечить семейное благополучие. Обращается внимание на&nbsp;механизмы поддержки отцовства и&nbsp;ослабления стереотипов, связанных с&nbsp;мужской ролью в&nbsp;семье, в&nbsp;контексте различных социокультурных и&nbsp;психологических факторов, обсуждаются ограничения конструктивного взаимодействия между мужчинами и&nbsp;специалистами. Исходя из&nbsp;представленного анализа, делается вывод о&nbsp;необходимости изменения гендерных установок специалистов, работающих с&nbsp;семьями, а&nbsp;также широкой общественной поддержки отцовства. Статья призвана стимулировать дальнейшее обсуждение роли отцов в&nbsp;семейном контексте и&nbsp;исследование путей оптимизации социальной поддержки для семей, воспитывающих детей с&nbsp;особыми потребностями.</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22011 Автономность как критерий принципа адресности государственной социальной поддержки семей 2024-07-25T14:15:25+03:00 Шамиль Фаритович Фарахутдинов fshamil@mail.ru Ламара Ленгизовна Мехришвили mehrishvilill@tyuiu.ru Нина Алексеевна Ткачёва tkachevana@tyuiu.ru Андрей Валентинович Юдашкин ajelers@gmail.com <p>Проблема бедности семей с&nbsp;детьми в&nbsp;России остается одной из&nbsp;наиболее актуальных и&nbsp;требующих решения. Хотя монетарная поддержка представляет собой важный инструмент борьбы с&nbsp;бедностью, современные механизмы социальных трансфертов оказываются не&nbsp;вполне эффективными. Эксперты считают, что решение данной проблемы возможно за&nbsp;счет адресности выплат, что предполагает тщательный отбор получателей государственной поддержки на&nbsp;основе четких критериев. Однако реализация этого подхода сталкивается с&nbsp;серьезными препятствиями, среди которых ‒ ограниченность существующих теоретико-­методологических наработок и&nbsp;необходимость расширения научного арсенала для более эффективного определения семей, нуждающихся в&nbsp;поддержке. В&nbsp;статье рассмотрен концепт автономности как основы для определения адресности социальной поддержки семей. Показано, что традиционно используемое в&nbsp;социальной политике понятие «благополучие» не&nbsp;позволяет полностью решать проблемы семей, в&nbsp;то&nbsp;время как автономность может служить более точным и&nbsp;эффективным критерием. В&nbsp;ходе эмпирического исследования, реализованного через анкетный опрос семей в&nbsp;Тюменской области и&nbsp;с&nbsp;помощью кластерного анализа, авторы построили типологию семей на&nbsp;основе уровня их автономности. Результаты показали вариативность автономности семей и&nbsp;ее зависимость от&nbsp;множества факторов, в&nbsp;том числе территориальных. Авторы обращают внимание на&nbsp;ключевую роль в&nbsp;обеспечении качества жизни семей региональной политики, на&nbsp;важность адаптации социальной поддержки к&nbsp;специфике каждого региона и&nbsp;необходимость учета индивидуальных особенностей и&nbsp;потребностей семей при формировании и&nbsp;реализации мер поддержки.</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22012 Проблемы вынужденной миграции и интеграции сирийских беженцев в Германии: обзор литературы 2024-07-25T14:15:23+03:00 Шаза Дибо sdibo@hse.ru <p>Конфликт в Сирии, начавшийся в 2011 г. и продолжающийся по сей день, привел к серьезному гуманитарному кризису, известному как сирийский кризис беженцев. Этот затяжной конфликт вызвал различные уровни насилия и нестабильности в Сирии, вынуждая многих людей искать убежища за границей. В статье анализируется&nbsp; современная&nbsp; академическая литература о переживаниях, проблемах и процессах интеграции сирийских беженцев. Рассматриваются сложные и опасные миграционные маршруты, по которым следуют сирийцы. Автор обращает внимание на многочисленные препятствия и трудности, с которыми сталкиваются вынужденные мигранты как во время транзита, так и по прибытии. Используя Германию в качестве примера, исследуются условия приема в принимающей стране. Также рассматриваются политические и правовые трансформации, которые повлияли на перемещение сирийских беженцев. Обзор дает представление о перемещении сирийцев по Европе и методах получения статуса беженца.Рассматривается изменяющаяся политическая динамика и реакция европейских стран на значительное миграционное давление. Этот обзор может быть полезен для прогнозирования и эффективного управления текущими и будущими миграционными вызовами, а также для укрепления взаимной устойчивости и сплоченности между перемещенными лицами и принимающими странами.</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22013 Проблемы межпоколенческой справедливости: от договорной теории к деликтному подходу 2024-07-25T14:15:20+03:00 Николай Александрович Шавеко shavekonikolai@gmail.com <p>В&nbsp;статье рассматриваются проблемы справедливого урегулирования отношений между поколениями. Формулируется предмет теории межпоколенческой справедливости как совокупности нормативных исследований, касающихся принципов регулирования отношений между несосуществующими поколениями. Отстаивается возможность самой постановки вопроса о&nbsp;справедливости применительно к&nbsp;будущим, но&nbsp;еще не&nbsp;родившимся поколениям, несмотря на&nbsp;отсутствие «обстоятельств справедливости» и&nbsp;на&nbsp;так называемую «проблему неидентичности». Подвергаются критике подходы Джона Ролза к&nbsp;межпоколенческой справедливости, в&nbsp;частности использование конструкции договора и&nbsp;идеи «исходного положения». Анализируется концепция устойчивого развития как одно из&nbsp;возможных решений проблем межпоколенческой справедливости, учитывающее в&nbsp;том числе и&nbsp;проблемы экологии. Обращается внимание на&nbsp;необходимость разработки и&nbsp;нормативного обоснования показателей для оценки благополучия прошлых, настоящих и&nbsp;будущих обществ. При этом подчеркивается, что без четких критериев такая идея остается неполной в&nbsp;качестве нормативного решения проблемы межпоколенческой справедливости. С&nbsp;целью разрешения поставленных проблем, автор предлагает новый подход, включающий конструкцию деликтной ответственности для регулирования отношений между поколениями, и&nbsp;утверждает, что условия деликтной ответственности могут служить основой для принципов взаимоотношений между несосуществующими поколениями. Особое внимание уделяется принципу дисконтирования будущего, который интерпретируется не&nbsp;как уменьшение значимости будущих поколений, а&nbsp;как признание ограниченных возможностей предвидения долгосрочных последствий наших действий.</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22014 «Командный забег»: об образовательном неравенстве в современной России 2024-07-25T14:15:18+03:00 Александра Мартыненко amartynenko@eu.spb.ru <p>***</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22015 Как писать историю базового дохода 2024-07-25T14:14:44+03:00 Евгений Ненадыщук enenadyshchuk@hse.ru <p>***</p> 2024-07-16T00:00:00+03:00 Copyright (c)