https://jsps.hse.ru/issue/feedЖурнал исследований социальной политики2024-09-24T17:39:25+03:00Яковлева Викторияjsps@hse.ruOpen Journal Systems<p style="text-align: justify;"><em><strong>Журнал исследований социальной политики</strong></em> публикует статьи по теории, истории и методологии социальной политики, результаты эмпирических исследований и экспериментов в сфере социальной политики как в России, так и за рубежом, учебно-методические материалы для преподавателей социальной политики как учебной дисциплины; библиографические обзоры и рецензии. К публикации принимаются статьи как на русском, так и на английском языках.<br><br><br></p> <p> </p>https://jsps.hse.ru/article/view/22003Стратегии социальной поддержки и интеграции уязвимых групп2024-07-22T23:26:44+03:00От редакцииjsps@hse.ru<p>***</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22004Цифровая трансформация государства и социально-экономическое неравенство в кросс-национальной перспективе2024-07-25T14:17:53+03:00Юрий Андреевич Кабановykabanov@hse.ruАнна Георгиевна Санинаasanina@hse.ruЕвгений Михайлович Стыринestyrin@hse.ru<p>Взаимовлияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и неравенства является растущей мультидисциплинарной областью исследований. Внедрение новых технологий, в частности в государственном секторе, часто сопровождается дискурсом относительно их позитивных социально-экономических эффектов, однако выводы предыдущих эмпирических исследований пока не так однозначны: в них обнаруживается как положительное, так и отрицательное воздействие цифровой трансформации на социально-экономическое неравенство. Зачастую такое влияние опосредуется другими переменными, например, качеством институциальной среды. Данная работа вносит вклад в эти исследования, предлагая кросс-национальный эмпирический анализ влияния технологий электронного правительства и электронного участия на сокращение неравенства в предоставлении базовых государственных услуг по трем измерениям: доход, социальная группа и гендер. Исследование построено на данных ООН и проекта Varieties of Democracy (2008–2022 гг., 171 страна) с использованием корреляционного и регрессионного анализа. В работе сделан вывод о том, что показатели цифровой трансформации значимо и положительно коррелируют с индикаторами социально-экономического равенства в доступе к государственным услугам. Неравенства меньше в странах с высоким уровнем развития электронных услуг и каналов онлайн-участия граждан. При этом регрессионный анализ панельных данных с фиксированными эффектами не дает убедительных доказательств, что такая корреляция носит безусловный характер причинно-следственной связи. Развитие технологий электронного правительства и электронного участия статистически значимо влияет на сокращение неравенства в доступе к услугам, связанного с доходами населения. Однако в случае с остальными измерениями неравенства (социальная группа, гендер) при контроле временных и страновых эффектов, а также институциальной среды, значимого эффекта не наблюдается. Полученные выводы могут свидетельствовать как о нехватке данных, так и о недостаточном трансформирующем влиянии ИКТ на социальные процессы. Расширение хронологических и географических рамок исследования, использование альтернативных измерений для переменных и других методов анализа (включая кейс-стади) являются дальнейшими шагами в изучении данной темы.</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22005Политика в отношении школьного выбора в постсоветских странах: опыт построения индекса2024-07-25T14:17:51+03:00Константин Михайлович Анчиковkanchikov@hse.ruСергей Измаилович Заир-Бекszair-bek@hse.ruТатьяна Анатольевна Мерцаловаtmertsalova@hse.ru<p>Статья посвящена сопоставительному анализу национальных образовательных политик в области школьного выбора в странах бывшего Советского Союза. Целью исследования является анализ трансформации образовательной политики после распада СССР, перехода от унифицированной советской системы к суверенным национальным моделям управления образованием. Предлагается новый подход к понимаю школьного выбора с учетом законодательно установленных норм, которые обеспечивают индивидуализацию образовательных траекторий учеников и поддержку возможности осуществления выбора. Сопоставительный анализ нормативного регулирования школьного выбора проведен методом индексирования на основе разработанного комплекса показателей, характеризующих вариативность и централизацию механизмов нормативного регулирования школьного выбора. Исследование выявило, что страны постсоветского пространства предприняли шаги к формированию и реализации механизмов школьного выбора. Основное внимание в работе уделяется анализу сочетания возможностей выбора с характером их регулирования на различных уровнях, что позволяет более полно оценить сложность и многогранность процессов трансформации. В частности, подчеркивается, чтонесмотря на декларирование документального регулирования и предоставление выбора широко декларируется, реальное внедрение и эффективность этих механизмов ограничивается из-за локальных социокультурных, экономических и геополитических условий.</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22006Отложенное старение и поздняя взрослость: анализ динамики научных публикаций методом тематического картирования2024-07-25T14:17:48+03:00Ирина Андреевна Григорьеваsoc28@yandex.ruЛюдмила Александровна Видясоваbershadskaya.lyudmila@gmail.com<p>Статья посвящена наукометрическому анализу публикаций, охватывающих проблематику активного старения/долголетия, отложенного старения и здоровья пожилых людей. Целью работы является поиск новых исследовательских методов для изучения многофакторного и нелинейного характера старения, а также выявление связи тематической наполненности научных публикаций с ключевыми направлениями, заявленными в официальной повестке Мадридского международного плана по активному старению и Индексе активного старения. Утверждение концепции активного старения через мадридский план и последующие национальные планы активного старения / долголетия в ряде стран выступило важным нормативным ориентиром для жизни в позднем возрасте. Это не только способствовало политике длительной занятости пожилых, но и оказало важное влияние на изменение общественного восприятия старения, жизненной стратегии и самоидентификации пожилых. В России «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года», принятая в 2016 г. с «осторожными» формулировками, и Индекс активного долголетия (ИАД) стали важными шагами на пути адаптации к глобальным трендам в области старения. В статье анализируется предметное поле научных публикаций по теме активного и отложенного старения, а также поздней взрослости в контексте взаимосвязи с критериями ИАД. Результаты тематического картирования научных публикаций освещают как отечественный, так и зарубежный опыт исследований в этой области. Исследование выявило преобладание тем, связанных с разработкой критериев для оценки активного старения и долголетия, человеческого капитала, а также вопросов здоровья и использования сервисов здравоохранения. Также отмечается тенденция к медикализации исследований проблем старения и акцент на аналитических методах обработки больших данных.</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22007Когнитивные медиаторы удовлетворенности доходом на пенсии2024-07-25T14:17:45+03:00Екатерина Вячеславовна Забелинаkatya_k@mail.ruАлександр Александрович МаксименкоMaximenko.Al@gmail.comИрина Александровна Трушинаtrushina_ia@mail.ruВиталина Витальевна Кропачеваvitakrop@mail.ru<p>Успешное старение – один из ведущих трендов в междисциплинарных исследованиях. Большая часть исследований рассматривает фактический уровень дохода и его влияние на субъективное благополучие пенсионеров. В данной статье представлены результаты исследования, направленного на анализ факторов, определяющих удовлетворенность доходом среди пенсионеров. Основываясь на данных, собранных в Челябинской области, показано, как формируется понимание сложной детерминации удовлетворенности материальным положением в период поздней социализации. Исследование демонстрирует, что удовлетворенность доходом на пенсии не является результатом исключительно социально-экономических факторов, но зависит от биологических и когнитивных факторов, а также от общего уровня субъективного благополучия. Одним из выводов является идентификация когнитивных переменных, таких как позитивные базисные убеждения и временной фокус на настоящем, как значимых предикторов удовлетворенности доходом. Эти факторы действуют как медиаторы, опосредующие влияние социально-экономических и биологических переменных на экономическое благополучие. В исследовании показана специфическая роль когнитивных переменных в процессе поздней социализации и дано расширенное представление о механизмах, лежащих в основе удовлетворенности материальным положением пенсионеров. На основе полученных данных авторы рекомендуют когнитивно-поведенческую терапию в предпенсионный период для коррекции представлений о себе, о своем возрасте, профессиональном уровне и окружающем мире с целью повышения уровня субъективного экономического благополучия на пенсии. Такой подход может способствовать улучшению общего благополучия и удовлетворенности жизнью на пенсии. Исследование подтверждает необходимость комплексного подхода к анализу удовлетворенности доходом на пенсии и предлагает новые направления для будущих исследований и разработки социальных программ поддержки пенсионеров.</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22008Проблемы «языка инклюзии»: на примере наименований людей с ментальными особенностями2024-09-24T17:39:25+03:00Екатерина Алексеевна Рудневаkatja1985mt@yandex.ru<p>Язык, находясь в тесной связи с социальными, культурными и политическими процессами, не только отражает, но и формирует их. В фокусе исследования – публичный дискурс, включающий тексты об инклюзивных проектах, а именно мастерских, для широкой аудитории. В статье анализируются наименования благополучателей и то, как выбор слов влияет на создание их образа. Материал исследования составили тексты, размещенные в интернете; сплошная выборка наименований сотрудников инклюзивных мастерских; данные веб-корпуса (для проверки частотности и даты первой фиксации); интервью, где участникам (с диагнозами и без) предлагалось высказать свое мнение по поводу тех или иных выражений и поделиться своим опытом. Подробно обсуждается номинация «люди с ментальными особенностями», а также актуальные идеологии и причины, по которым она оказывается проблематичной. Многочисленные варианты различаются по степени эвфемистичности и устойчивости словосочетаний: так, «люди с особенностями» могут быть «с ментальными особенностями», «особенностями развития», «особенностями интеллектуального развития», «развития психики и интеллекта»; «с нарушениями» – «интеллектуальными», «ментальными», «психическими», «умственными»; «с инвалидностью» – «ментальной» или «по психическому расстройству»; фиксируются варианты с прилагательными «особый», «особенный», «нейроотличный» и др. Хотя многие из этих выражений используются как взаимозаменяемые, они несут дополнительные оттенки значений и могут обозначать категории, пересекающиеся лишь частично, а также отличаются по тем идеологиям, которые стоят за ними. Основные выделенные закономерности – это вариативность и эвфемистичность наименований, а также новизна некоторых из них («ментальные особенности», «нейроотличный»). «Язык инклюзии» эвфемистичен и в более широком смысле, т. к. находится на стадии становления, стремясь найти корректные формулировки для обозначения тех смыслов и категорий, которые составляют социальную проблему, и предлагая новые этические модели. Кроме того, он ориентирован в большей степени на тех, кто связан с темой, и может оказаться не ясным для неспециалистов. Это обусловлено как особенностями функционирования этого языка, который касается профессиональных областей и учитывает прогрессивные идеологии, так и низкой осведомленностью общества.</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22009«Я как проводник между мирами»: профессиональный выбор взрослых детей глухих родителей2024-07-25T14:15:31+03:00Мария Вячеславовна Малофееваmmalofeeva@hse.ruНикита Викторович Большаковnbolshakov@hse.ru<p>Слышащие дети глухих родителей (CODA) представляют собой уникальную социальную группу, процесс социализации которой проходит одновременно в двух культурах: слышащей и глухой. С одной стороны, такие дети усваивают знания, нормы и ценности сообщества глухих, в том числе через владение жестовым языком, который для некоторых из них становится первым языком общения. С другой стороны, им приходится взаимодействовать со слышащим большинством в процессе образования, общения с окружающими или перевода для родителей. Эта амбивалентность может как представлять возможности для получения уникального профессионального опыта, так и выступать в качестве дополнительного барьера при выборе профессии. Данное исследование посвящено анализу того, как опыт социализации в качестве CODA влияет на профессиональный выбор людей, выросших в таких семьях. Основу анализа составляют 17 полуструктурированных интервью: 15 со слышащими взрослыми, выросшими в семьях глухих родителей, в возрасте от 18 до 34 лет, различных профессий, пола и образования, а также два экспертных интервью. Исследование показало, что первый профессиональный выбор CODA часто происходит под влиянием латентной власти родителей, которые транслируют негативные установки по отношению к профессиям, связанным c сообществом глухих, воспринимая их как непрестижные и малооплачиваемые. Тем не менее для CODA характерен также второй профессиональный выбор в пользу таких профессий, как сурдопедагог, юрист для глухих, переводчик РЖЯ ‒ своего рода «возвращение домой» в культуру глухих и принятие роли посредника между глухим и слышащим сообществами. Непосредственный опыт перевода РЖЯ в детстве, будь он воспринят позитивно или негативно, не играет определяющую роль в профессиональном выборе CODA. Вместо этого ключевым фактором «возвращения» становится стремление сохранить связь с культурой глухих.</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22010Как поддерживать отцов и семьи, воспитывающих детей с инвалидностью?2024-07-25T14:15:28+03:00Ольга Николаевна Безруковаo.bezrukova@spbu.ruВалентина Алексеевна Самойловаv.samojlova@spbu.ru<p>Современные вызовы социальной работы в сопровождении семей, особенно тех, где воспитываются дети с инвалидностью, требуют переосмысления роли отцов в воспитании и заботе о детях. В статье представлен анализ факторов, влияющих на вовлеченность отцов, выделяются ключевые принципы и направления работы, призванные усилить их участие в воспитании и обеспечить семейное благополучие. Обращается внимание на механизмы поддержки отцовства и ослабления стереотипов, связанных с мужской ролью в семье, в контексте различных социокультурных и психологических факторов, обсуждаются ограничения конструктивного взаимодействия между мужчинами и специалистами. Исходя из представленного анализа, делается вывод о необходимости изменения гендерных установок специалистов, работающих с семьями, а также широкой общественной поддержки отцовства. Статья призвана стимулировать дальнейшее обсуждение роли отцов в семейном контексте и исследование путей оптимизации социальной поддержки для семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22011Автономность как критерий принципа адресности государственной социальной поддержки семей2024-07-25T14:15:25+03:00Шамиль Фаритович Фарахутдиновfshamil@mail.ruЛамара Ленгизовна Мехришвилиmehrishvilill@tyuiu.ruНина Алексеевна Ткачёваtkachevana@tyuiu.ruАндрей Валентинович Юдашкинajelers@gmail.com<p>Проблема бедности семей с детьми в России остается одной из наиболее актуальных и требующих решения. Хотя монетарная поддержка представляет собой важный инструмент борьбы с бедностью, современные механизмы социальных трансфертов оказываются не вполне эффективными. Эксперты считают, что решение данной проблемы возможно за счет адресности выплат, что предполагает тщательный отбор получателей государственной поддержки на основе четких критериев. Однако реализация этого подхода сталкивается с серьезными препятствиями, среди которых ‒ ограниченность существующих теоретико-методологических наработок и необходимость расширения научного арсенала для более эффективного определения семей, нуждающихся в поддержке. В статье рассмотрен концепт автономности как основы для определения адресности социальной поддержки семей. Показано, что традиционно используемое в социальной политике понятие «благополучие» не позволяет полностью решать проблемы семей, в то время как автономность может служить более точным и эффективным критерием. В ходе эмпирического исследования, реализованного через анкетный опрос семей в Тюменской области и с помощью кластерного анализа, авторы построили типологию семей на основе уровня их автономности. Результаты показали вариативность автономности семей и ее зависимость от множества факторов, в том числе территориальных. Авторы обращают внимание на ключевую роль в обеспечении качества жизни семей региональной политики, на важность адаптации социальной поддержки к специфике каждого региона и необходимость учета индивидуальных особенностей и потребностей семей при формировании и реализации мер поддержки.</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22012Проблемы вынужденной миграции и интеграции сирийских беженцев в Германии: обзор литературы2024-07-25T14:15:23+03:00Шаза Дибоsdibo@hse.ru<p>Конфликт в Сирии, начавшийся в 2011 г. и продолжающийся по сей день, привел к серьезному гуманитарному кризису, известному как сирийский кризис беженцев. Этот затяжной конфликт вызвал различные уровни насилия и нестабильности в Сирии, вынуждая многих людей искать убежища за границей. В статье анализируется современная академическая литература о переживаниях, проблемах и процессах интеграции сирийских беженцев. Рассматриваются сложные и опасные миграционные маршруты, по которым следуют сирийцы. Автор обращает внимание на многочисленные препятствия и трудности, с которыми сталкиваются вынужденные мигранты как во время транзита, так и по прибытии. Используя Германию в качестве примера, исследуются условия приема в принимающей стране. Также рассматриваются политические и правовые трансформации, которые повлияли на перемещение сирийских беженцев. Обзор дает представление о перемещении сирийцев по Европе и методах получения статуса беженца.Рассматривается изменяющаяся политическая динамика и реакция европейских стран на значительное миграционное давление. Этот обзор может быть полезен для прогнозирования и эффективного управления текущими и будущими миграционными вызовами, а также для укрепления взаимной устойчивости и сплоченности между перемещенными лицами и принимающими странами.</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22013Проблемы межпоколенческой справедливости: от договорной теории к деликтному подходу2024-07-25T14:15:20+03:00Николай Александрович Шавекоshavekonikolai@gmail.com<p>В статье рассматриваются проблемы справедливого урегулирования отношений между поколениями. Формулируется предмет теории межпоколенческой справедливости как совокупности нормативных исследований, касающихся принципов регулирования отношений между несосуществующими поколениями. Отстаивается возможность самой постановки вопроса о справедливости применительно к будущим, но еще не родившимся поколениям, несмотря на отсутствие «обстоятельств справедливости» и на так называемую «проблему неидентичности». Подвергаются критике подходы Джона Ролза к межпоколенческой справедливости, в частности использование конструкции договора и идеи «исходного положения». Анализируется концепция устойчивого развития как одно из возможных решений проблем межпоколенческой справедливости, учитывающее в том числе и проблемы экологии. Обращается внимание на необходимость разработки и нормативного обоснования показателей для оценки благополучия прошлых, настоящих и будущих обществ. При этом подчеркивается, что без четких критериев такая идея остается неполной в качестве нормативного решения проблемы межпоколенческой справедливости. С целью разрешения поставленных проблем, автор предлагает новый подход, включающий конструкцию деликтной ответственности для регулирования отношений между поколениями, и утверждает, что условия деликтной ответственности могут служить основой для принципов взаимоотношений между несосуществующими поколениями. Особое внимание уделяется принципу дисконтирования будущего, который интерпретируется не как уменьшение значимости будущих поколений, а как признание ограниченных возможностей предвидения долгосрочных последствий наших действий.</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22014«Командный забег»: об образовательном неравенстве в современной России2024-07-25T14:15:18+03:00Александра Мартыненкоamartynenko@eu.spb.ru<p>***</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/22015Как писать историю базового дохода2024-07-25T14:14:44+03:00Евгений Ненадыщукenenadyshchuk@hse.ru<p>***</p>2024-07-16T00:00:00+03:00Copyright (c)