https://jsps.hse.ru/issue/feed The Journal of Social Policy Studies 2019-02-20T02:54:30+03:00 Яковлева Виктория jsps@hse.ru Open Journal Systems <p style="text-align: justify;"><em><strong>Журнал исследований социальной политики</strong></em>&nbsp; публикует статьи по теории, истории и методологии социальной политики, результаты эмпирических исследований и экспериментов в сфере социальной политики как в России, так и за рубежом, учебно-методические материалы для преподавателей социальной политики как учебной дисциплины; библиографические обзоры и рецензии. К публикации принимаются статьи как на русском, так и на английском языках.<br><br><br></p> <p>&nbsp;</p> https://jsps.hse.ru/article/view/8546 Международная миграция на постсоветском пространстве: текущие вызовы и возможности 2018-12-23T20:54:38+03:00 Ольга Гулина contact@rusmpi.org Ирина Анатольевна Лапшина irina.lapshyna@gmail.com <p>***</p> 2018-12-23T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8547 Между Европой и Россией: география миграционных потоков из Украины после 2014 г. 2019-02-20T02:54:30+03:00 Ольга Гулина contact@rusmpi.org Алексей Позняк olex_poznyak@ukr.net <p><strong>Ольга Гулина</strong>&nbsp;– к. ю.н., PhD, Университет Потсдама; директор, Институт миграционной политики, Берлин, Германия. Электронная почта: <em>contact@rusmpi.org</em></p> <p><strong>Алексей Позняк</strong>&nbsp;– к. э.н., заведующий сектором миграционных исследований, Институт демографии Академии наук Украины, Киев, Украина. Электронная почта:<em> olex_poznyak@ukr.net</em></p> <p>Человеческий капитал Украины останется одной из&nbsp;самых успешных экспортных позиций страны. В&nbsp;этой связи миграция&nbsp;– это серьезный вызов будущему Украины, потому что страна теряет своих граждан количественно и&nbsp;качественно. Современная Украина и&nbsp;ее жители выбирают между «западом» и&nbsp;«востоком». Кризис государственного управления, коррупция, снижение уровня жизни населения и&nbsp;продолжающийся конфликт на&nbsp;востоке Украины являются факторами, определяющими миграционную динамику страны. Современные политические, экономические и&nbsp;социальные потрясения выталкивают украинцев из&nbsp;их родной страны, и&nbsp;они устремляются за&nbsp;работой, на&nbsp;учебу или по&nbsp;иным причинам за&nbsp;рубеж. В&nbsp;последние годы все заметнее изменения в&nbsp;динамике, географии, качестве и&nbsp;количестве миграционных потоков из&nbsp;Украины и&nbsp;внутри нее. До&nbsp;2014 г. миграционные стратегии граждан Украины детерминировались преимущественно социально-экономической ситуацией в&nbsp;стране, а&nbsp;после&nbsp;– политической нестабильностью и&nbsp;объявленной всеобщей мобилизацией. Сегодня все больше украинцев уезжают на&nbsp;запад, преимущественно в&nbsp;Польшу, а&nbsp;не&nbsp;на восток, в&nbsp;Россию. При этом страны Европейского Союза и&nbsp;Россия имеют свою специфику и&nbsp;динамику в&nbsp;свете миграционного профиля Украины. В&nbsp;основу настоящей статьи положены материалы российских, украинских и&nbsp;европейских исследователей, данные статистики Института демографии и&nbsp;социальных исследований Академии наук Украины, Росстата, ГУВМ МВД РФ и&nbsp;Европейского статистического агентства, находящиеся в&nbsp;открытом доступе. В&nbsp;статье анализируются миграционные потоки из&nbsp;Украины, описываются их особенности и&nbsp;динамика. В&nbsp;завершении авторы предлагают к&nbsp;обсуждению три миграционных сценария для Украины: прагматический, критический и&nbsp;оптимистический. Эти сценарии способны оказать влияние на&nbsp;географию миг­рации, динамику реформ, а&nbsp;также количественное и&nbsp;качественное состояние ее человеческого капитала.<em><br></em></p> 2018-12-23T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8548 Беженцы из Украины: миграционная политика и повседневность 2019-02-20T02:54:29+03:00 Ирина Борисовна Кузнецова i.kuznetsova@bham.ac.uk <p><strong>Ирина Борисовна Кузнецова</strong>&nbsp;– к. с.н., доцент, старший научный сотрудник, Школа географии, Земли и&nbsp;наук об&nbsp;окружающей среде, Университет Бирмингема, Бирмингем, Соединенное королевство. Электронная почта: <em>i.kuznetsova@bham.ac.uk</em></p> <p>С весны 2014 г. в&nbsp;Россию, по&nbsp;разным оценкам, прибыло более 1&nbsp;млн беженцев из&nbsp;Юго-Восточной Украины. Используя не&nbsp;формальное юридическое определение «беженца», а&nbsp;самоидентификацию, статья базируется на&nbsp;результатах интервью с&nbsp;людьми, вынужденно покинувшими Украину в&nbsp;результате военных действий, а&nbsp;также с&nbsp;представителями российских НКО, диаспор и&nbsp;миграционными экспертами. Теоретическими рамками исследования являются концепция тактик Мишеля де Серто, интерсекциональность и&nbsp;концепция «полу-легальности». Упрощенный режим получения российского гражданства и&nbsp;разрешения на&nbsp;временное проживание для выходцев из&nbsp;Юго-Восточной Украины не&nbsp;решают жизненные потребности беженцев. Программа по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников не&nbsp;учитывает повышенную нуждаемость лиц, покинувших территорию военных действий в&nbsp;различных видах ресурсов, выступает проблематичной с&nbsp;точки зрения ограниченности выбора регионов и&nbsp;сложности участия в&nbsp;ней пожилых. Неопределенность правового статуса и&nbsp;барьеры для натурализации в&nbsp;России привели к&nbsp;тому, что потенциал формирования безопасных пространств жизнедеятельности беженцев имеет множество ограничений. В&nbsp;ситуации нехватки институтов, решающих проблемы беженцев и&nbsp;мигрантов, и&nbsp;проблем со&nbsp;статусом пребывания в&nbsp;России большую роль в&nbsp;повседневных тактиках, формирующих пространство беженцев, играют сети знакомств и&nbsp;неформального знания. Ситуация «полу-легальности» наиболее остро сказывается на&nbsp;их повседневности, в&nbsp;особенности пожилых и&nbsp;тех, кто обладает наименьшими материальными ресурсами. Для формирования устойчивого пространства повседневности беженцев необ­ходима слаженная работа государственных и&nbsp;негосударственных институтов по&nbsp;преодолению социальных и&nbsp;правовых проблем, вызванных вынужденной миграцией, своевременное информирование о&nbsp;различных вариантах натурализации либо возвращения. Характер этого пространства во&nbsp;многом будет зависеть от&nbsp;отношения принимающего сообщества к&nbsp;«другим», как в&nbsp;повседневном взаимодействии, так и&nbsp;в&nbsp;устойчивых практиках институтов.</p> 2018-12-23T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8549 Международно-правовое регулирование трудовой миграции в Евразийском регионе: попытка приблизиться к свободе передвижения работников? 2019-02-20T02:54:28+03:00 Рустем Шамилевич Давлетгильдеев roustem.davletguildeev@kpfu.ru <p><strong>Рустем Шамилевич Давлетгильдеев</strong>&nbsp;– д. ю.н., доцент, академический координатор центра Жана Монне в&nbsp;области европейских исследований VOICES+, заместитель декана юридического факультета, Казанский федеральный университет, Казань, Россия. Электронная почта: <em>roustem.davletguildeev@kpfu.ru</em></p> <p>Международно-правовое регулирование трудовой миграции в&nbsp;рамках региональных объединений Европейского союза и&nbsp;Евразийского экономического союза характеризуется своеобразием и&nbsp;отличается от&nbsp;универсальных моделей, сложившихся в&nbsp;рамках ООН. В&nbsp;статье дается сравнение терминов, используемых в&nbsp;Договоре о&nbsp;ЕАЭС с&nbsp;термином «работник», сложившимся в&nbsp;рамках практики Суда ЕС, формулируются отдельные предложения для интеграционных институтов ЕАЭС по&nbsp;учету опыта права ЕС в&nbsp;области обеспечения свободного передвижения работников. В&nbsp;результате исследования сделаны следующие выводы. Несмотря на&nbsp;влияние правового опыта ЕС в&nbsp;отношении формирующейся правовой системы Содружества, особенно в&nbsp;плане создания Экономического Союза и&nbsp;общего экономического пространства в&nbsp;рамках Таможенного союза и&nbsp;Евразийского экономического сообщества, реализация соответствующих договорных положений существенно отличается от&nbsp;правовой модели свободного передвижения в&nbsp;праве ЕС. Для целей развития экономической интеграции и&nbsp;обеспечения единого рынка труда в&nbsp;ЕАЭС было&nbsp;бы целесообразно: использовать широкое понимание термина «трудящийся государства-члена», применять опыт ЕС по&nbsp;запрету трудовой деятельности для нерегулярных трудовых мигрантов, дополнить Договор о&nbsp;ЕАЭС положением о&nbsp;запрете дискриминации трудящихся государств-членов по&nbsp;признаку гражданства, внести в&nbsp;Договор о&nbsp;ЕАЭС положения о&nbsp;правовом регулировании трудовой миграции граждан третьих стран. Желаемая модель интеграции в&nbsp;рамках ЕАЭС может быть тем более эффективной, если будет вбирать в&nbsp;себя лучший опыт, накопленный в&nbsp;других региональных интеграционных объединениях.</p> 2018-12-23T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8550 Формы взаимодействия низкоквалифицированных трудовых мигрантов и работодателей в принимающих обществах (на примере Греции, России и Франции) 2019-02-20T02:54:27+03:00 Павел Петрович Лисицын fox_sociology@mail.ru Александр Михайлович Степанов 9160001@inbox.ru <p><strong>Павел Петрович Лисицын</strong>&nbsp;– к. с.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный экономический университет; Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: <em>fox_sociology@mail.ru</em></p> <p><strong>Александр Михайлович Степанов</strong>&nbsp;– научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный экономический университет; ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: <em>9160001@inbox</em></p> <p>Статья рассматривает формы взаимодействия между участниками процесса трудовой миграции: низкоквалифицированными внешними трудовыми мигрантами и&nbsp;работодателями в&nbsp;Греции, России и&nbsp;Франции. Эти страны характеризуются различной миграционной политикой, но&nbsp;сходны в&nbsp;том, что на&nbsp;их рынках труда присутствует значительное число низко- и&nbsp;неквалифицированных трудовых мигрантов. Эмпирический материал, который служит основой для анализа, собран в&nbsp;ходе серии исследований в&nbsp;девяти крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Самара, Ростов-на-Дону, Тольятти; Афины, Салоники; Париж) в&nbsp;2016–2017 гг. Авторами проведено 186 качественных фокусированных интервью с&nbsp;внешними трудовыми мигрантами, выполняющими низко- и&nbsp;неквалифицированную работу; с&nbsp;их работодателями; с&nbsp;представителями государственных учреждений, в&nbsp;чьи обязанности входит работа с&nbsp;мигрантами; с&nbsp;представителями посредников, введенных работодателями, трудовыми мигрантами или государством для отстаивания интересов соответствующих субъектов. Трудовые мигранты в&nbsp;России были гражданами Узбекистана и&nbsp;Таджикистана, трудовые мигранты во&nbsp;Франции&nbsp;– Марокко, Украины и&nbsp;России, в&nbsp;Греции&nbsp;– России и&nbsp;Украины. По&nbsp;характеру труда информанты представляли типичные сферы занятости мигрантов: строительство, текстильную индустрию, торговлю, сферу обслуживания. Отталкиваясь от&nbsp;различия между формальными (юридическими) и&nbsp;неформальными правилами, реализующимися в&nbsp;повседневных практиках акторов, авторы выделяют практики и&nbsp;условия взаимодействия между трудовым мигрантом и&nbsp;работодателем, определяемые балансом социально-экономических интересов участников: (1) «серое» правовое поле для мигрантов; (2) спрос на&nbsp;неквалифицированную иностранную рабочую силу на&nbsp;средних и&nbsp;крупных предприятиях; (3) «мигрантизацию» секторов экономики с&nbsp;возможностью формирования этнических экономических ниш; (4) прекарное положение мигрантов на&nbsp;принимающей территории. Представленные формы взаимодействия не&nbsp;только закрепляются, воспроизводятся и&nbsp;транслируются в&nbsp;повседневных практиках, но&nbsp;и&nbsp;поддерживаются участниками, несмотря на&nbsp;их противоречие формальным юридическим правилам.</p> 2018-12-23T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8551 Кто виноват? Паттерны присвоения вины и ответственности в сетевых дискуссиях об иммигрантах в России и Германии 2019-02-20T02:54:26+03:00 Светлана Сергеевна Бодрунова s.bodrunova@spbu.ru Анна Сергеевна Смолярова a.smoliarova@spbu.ru Вера Алексеевна Ачкасова v.achkasova@spbu.ru Иван Станиславович Блеканов i.blekanov@spbu.ru <p><strong>Светлана Сергеевна Бодрунова</strong>&nbsp;– д.полит.н., профессор, Высшая школа журналистики и&nbsp;массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: <em>s.bodrunova@spbu.ru</em></p> <p><strong>Анна Сергеевна Смолярова</strong>&nbsp;– к.полит..н. доцент, Высшая школа журналистики и&nbsp;массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта:<em> a.smoliarova@spbu.ru</em></p> <p><strong>Вера Алексеевна Ачкасова</strong>&nbsp;– д.полит.н., профессор, Высшая школа журналистики и&nbsp;массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: <em>v.achkasova@spbu.ru</em></p> <p><strong>Иван Станиславович Блеканов</strong>&nbsp;– к. т.н., доцент, факультет прикладной математики&nbsp;– процессов управления, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта:<em> i.blekanov@spbu.ru</em></p> <p>Конфликты с&nbsp;участием переселенцев с&nbsp;«глобального Юга» и&nbsp;их обсуждение в&nbsp;медиа и&nbsp;социальных сетях стали чертой современной публичной сферы в&nbsp;Европе и&nbsp;России. Сетевые дискуссии способны играть роль групп давления в&nbsp;формировании повестки обсуждения миграции и&nbsp;принятия политических решений, актуализируя как конфликтные, так и&nbsp;консенсусные общественные настроения. Важно знать, существуют&nbsp;ли закономерности в&nbsp;том, кого пользователи сети (в&nbsp;том числе институциональные) видят как виновников конфликтов и&nbsp;от&nbsp;кого ожидают его разрешения. Мы рассматриваем четыре конфликтные дискуссии в&nbsp;Твиттере в&nbsp;России и&nbsp;Германии 2013–2016 гг. и&nbsp;оцениваем связь статуса пользователя с&nbsp;паттернами присвоения вины и&nbsp;ответственности, а&nbsp;также сопоставляем дискурсивные стратегии обвинения в&nbsp;двух странах. Методология исследования включает веб-краулинг по&nbsp;заданному словарю, экспертную оценку аккаунтов пользователей, ручное кодирование твитов и&nbsp;описательную статистику. Итоги исследования говорят о&nbsp;том, что в&nbsp;целом обвинение направлено в&nbsp;первую очередь против трех групп: региональных властей, национального лидера /правительства и&nbsp;иммигрантов; разрешения конфликтов пользователи ждут от&nbsp;федеральных властей, ответственных за&nbsp;изменение иммиграционной политики. Но&nbsp;если в&nbsp;Германии очевиден политический разлом между правыми (пронационалистическими) и&nbsp;левыми (феминистскими) стратегиями поиска виноватых, частично компенсируемые нейтральным медиа-дискурсом, то в&nbsp;российском Твиттере доминирует обвинение и&nbsp;власти, и&nbsp;иммигрантов, а&nbsp;также распространены сниженные ожидания мирной политической разрядки межэтнической напряженности.</p> 2018-12-23T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8552 Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей поддержки 2019-02-20T02:54:25+03:00 Альбина Александровна Нестерова anesterova77@rambler.ru <p><strong>Альбина Александровна Нестерова</strong>&nbsp;– д.психол.н., профессор, кафедра социальной психологии, Московский государственный областной университет, Москва, Россия. Электронная почта: <em>anesterova77@rambler.ru</em></p> <p>Интенсификация миграционных процессов и&nbsp;их влияние на&nbsp;детей мигрантов создает необходимость разработки конструктивных, адаптированных с&nbsp;учетом возраста и&nbsp;социальной ситуации переселения программ развития и&nbsp;поддержания адаптационных ресурсов этой уязвимой группы мигрантов. Статья направлена на&nbsp;изучение особенностей адаптации несо­вершеннолетних детей мигрантов, которые не&nbsp;являются единой и&nbsp;однородной группой. В&nbsp;связи с&nbsp;этим необходим дифференцированный подход к&nbsp;организации сопровождения адаптационных процессов детей мигрантов, способов их поддержки. В&nbsp;междисциплинарном ключе рассматриваются их психосоциальные проблемы, обосновывается необходимость разработки различных для каждой группы детей способов поддержания их социального и&nbsp;психологического благополучия. Объектом исследования стали дети, охваченные миграционными процессами, среди которых: дети, мигрировавшие вместе с&nbsp;родителями (так называемое «полуторное поколение»); дети, родившиеся в&nbsp;семьях мигрантов в&nbsp;стране приема; дети-беженцы, находящиеся без сопровождения взрослых в&nbsp;ситуации локальных военных конфликтов; дети, оставленные/покинутые родителями–мигрантами в&nbsp;стране происхождения или пребывания. Так, дети, в&nbsp;разном возрасте покинувшие страну совместно с&nbsp;родителями («полуторное поколение»), часто сталкиваются с&nbsp;проблемой освоения языка, новой культуры, ощущением «культурной раздвоенности». Дети мигрантов, принадлежащие ко&nbsp;второму поколению, в&nbsp;большей мере демонстрируют потребность в&nbsp;поддержке процессов их идентификации и&nbsp;в&nbsp;развитии межкультурной компетентности. Для детей-беженцев необходима организованная психологическая помощь, которая требует профессиональной подготовки. Для детей, оставленных на&nbsp;родине родителями-мигрантами, нужна поддержка специалистов, понимающих психологические последствия эмоциональной депривации, разрыва привязанности и&nbsp;сепарации. Исследование проведено в&nbsp;период 2014–2017 гг. в&nbsp;Москве и&nbsp;Московской области на&nbsp;совокупной выборке 179&nbsp;детей мигрантов. Кроме того, анализируются глубинные интервью с&nbsp;18 детьми мигрантов в&nbsp;возрасте от&nbsp;10 до&nbsp;15 лет, выходцами из&nbsp;Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Армении, Украины, а&nbsp;также с&nbsp;их родителями и&nbsp;учителями.</p> 2018-12-23T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8553 «Мы можем только мечтать о Европе»: восприятие социальной политики как драйвера миграции. На примере Украины 2019-02-20T02:54:24+03:00 Iryna Lapshyna irina.lapshyna@gmail.com Franck Düvell franck.duvell@compas.ox.ac.uk <p><strong>Ирина Анатолиевна Лапшина</strong> – к.э.н., старший научный сотрудник, Центр изучения Юго-Восточной Европы, колледж Св. Антония (SEESOX), Оксфордский университет, Великобритания; доцент кафедры государственного управления, Украинский Католический Университет, Львов, Украина. Электронная почта: <em>irina.lapshyna@gmail.com</em></p> <p><strong>Франк Дювель</strong> – PhD в социологии, старший научный сотрудник, Центр миграции, политики и общества (COMPAS), Оксфордский университет, Великобритания. Руководитель отдела миграции, Исследовательский центр изучения интеграции и миграционных исследований, Берлин, Германия. Электронная почта: <em>franck.duvell@compas.ox.ac.uk</em></p> <p>Украина – страна с высоким уровнем эмиграции, направленной в основном в страны Европейского Союза и Россию. Наше исследование (N=2000), проведенное в 2012-2015 гг. показало, что 49,3 % населения четырех областей Украины возраста 18-39 лет имеют желание жить и/или работать за границей хотя бы некоторое время. Последующие исследования показали, что уровень миграционных устремлений украинцев остается достаточно высоким. Первая аналитическая концепция, используемая нами – это восприятия, согласно которой действительность не оценивается как объективный мотив миграции. Вторая аналитическая концепция, выбранная нами, основана на том, как люди воспринимают действительность и как в зависимости от этого развиваются их миграционные устремления. В связи с этим, вместо того, чтобы фокусироваться на традиционных макроэкономических мотивациях, мы стремимся понять миграционные мотивирующие факторы на микроуровне. В статье представлен эмпирический анализ зависимости индивидуальных восприятий социальной политики и миграционных устремлений украинцев. Во-первых, проведено исследование восприятий украинцами социальной политики в Украине и изучено как они оценивают социальную политику в Европе. Во-вторых, проанализировано отношение между этими индивидуальными восприятиями и миграционными устремлениями. В-третьих, рассматривается как украинцы воспринимают миграцию, ее мотивы и последствия. В-четвертых, описывается появление последующих миграционных мотивов и устремлений. Данное исследование доказывает, что неудовлетворенность социальной политикой в стране эмиграции в комплексе с позитивными восприятиями социальной политики в принимающей стране являются важными мотивами возникновения миграционных устремлений. Это подтверждает часто отвергаемую теорию магнита неоклассической экономической мысли.</p> <p>&nbsp;</p> 2018-12-23T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8554 ЕС: (бес)силен в вопросах безгражданства? Пример стран Прибалтики 2019-02-20T02:54:23+03:00 Oleksandra Zmiyenko Oleksandra.zmiyenko@coleurope.eu <p><strong>Александра Олеговна Змиенко</strong> - магистр юридических наук, исследователь, Колледж Европы,&nbsp; Институт Сравнительных Исследований Региональной Интеграции, Университет Организации Объединённых Наций (UNU-CRIS), Брюгге, Бельгия.&nbsp;Электронный адрес: <em>oleksandra.zmiyenko@coleurope.eu</em></p> <p>&nbsp;</p> <p>Будучи&nbsp; новой исследовательской областью, безгражданство привлекает внимание, как учёных, так и политиков. До сих пор этот правовой вакуум, представляющий собой нарушение права на гражданство, воспринимался через призму других вопросов, связанных с правами человека. Чтобы избежать недооценки проблемы, безгражданство необходимо рассматривать как отдельное явление , в качестве особого пункта политической повестки дня. Европейский союз имеет два явных примера безгражданства среди своих государств-членов: Латвию и Эстонию. В этих постсоветских странах безгражданство как феномен возникло в связи с дискуссиями о преемственности и правопреемстве государств. Главный вопрос заключается в том, в какой степени ЕС располагает рычагами воздействия, когда речь идет о решении проблемы безгражданства? В государствах-членах Евросоюза, где вопросы гражданства относятся к национальной компетенции, влияние ЕС в этом отношении&nbsp; ограничено, этот факт более очевиден за пределами ЕС. Однако для стран с "европейскими устремлениями" существуют различные способы воздействия: до или после присоединения.&nbsp;Учитывая терминологическую неопределённость и то, что возможные решения проблемы безгражданства могут быть предложены из различных научных областей, методология исследования носит междисциплинарный характер: от правового до исторического анализа. Стремящиеся к членству страны имеют четкие требования по изменению законодательства, однако с момента вступления страны в Европейский союз, контроль со стороны ЕС уменьшается. Предъявляемые требования могут стать возможностью для решения проблемы безгражданства в странах стремящихся к членству, а увеличение контроля за выполнением международных обязательств может иметь решающее значение&nbsp;в отношениях с государствами-членами.</p> 2018-12-24T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8555 Отношение к мигрантам профессиональных групп социального государства 2019-02-20T02:54:22+03:00 Валентина Николаевна Ярская-Смирнова jarskaja@mail.ru Алексей Владимирович Ручин ralexey@inbox.ru <p><strong>Валентина Николаевна Ярская-Смирнова</strong>&nbsp;– д. ф.н., профессор, директор научно-образовательного регионального центра мониторинговых исследований, Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина, Саратов Россия. Электронная почта:<em> jarskaja@mail.ru</em></p> <p><strong>Алексей Владимирович Ручин</strong>&nbsp;– к. с.н., исследователь, научно-образовательный региональный центр мониторинговых исследований, Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина, Саратов, Россия. Электронная почта: <em>ralexey@inbox.ru</em></p> <p>Современное социальное государство играет важную роль в&nbsp;сплоченности общества, формируя механизмы социальной инклюзии мигрантов. Институты социальной поддержки культурной интеграции способствуют развитию таких форм общественной солидарности, в&nbsp;которых разно­образие считается ценностью, а&nbsp;индивидуальный выбор социальных и&nbsp;культурных доминант гарантируется законом. С&nbsp;опорой на&nbsp;понятие инклюзии и&nbsp;анализ эмпирических данных авторы раскрывают установки специалистов государственных и&nbsp;муниципальных организаций социальной защиты, образования и&nbsp;культуры в&nbsp;отношении мигрантов. Подтверждается распространенная в&nbsp;исследованиях гипотеза, согласно которой наличие представителей социально уязвимых групп среди близких способствует формированию инклюзивных установок. Выявлены различия в&nbsp;оценках дружественности общества и&nbsp;организаций к&nbsp;мигрантам: специалисты социальной защиты считают свои учреждения наиболее инклюзивными, при этом более критично оценивая отношение к&nbsp;мигрантам общества в&nbsp;целом. В&nbsp;сравнении с&nbsp;ними представители учреждений культуры дают более высокие оценки дружественности сообщества по&nbsp;отношению к&nbsp;мигрантам. Между тем, организации сферы культуры, образования и&nbsp;социальной защиты отличаются более дружественным отношением к&nbsp;мигрантам-клиентам, нежели мигрантам-сотрудникам. Одной из&nbsp;гипотез исследования выступает предположение, что наличие представителей уязвимых групп среди близких ведет к&nbsp;большей толерантности респондентов. Наибольшее различие зафиксировано в&nbsp;оценках отношения организаций, в&nbsp;которых работает респондент, к&nbsp;работникам-мигрантам. Те, у&nbsp;кого в&nbsp;ближайшем окружении имеются мигранты, считают, что их организация более дружественно относится к&nbsp;мигрантам по&nbsp;сравнению с&nbsp;теми, у&nbsp;кого в&nbsp;ближайшем окружении мигрантов нет. Исследование показало существование связи между восприятием дружественности общества к&nbsp;мигрантам и&nbsp;ощущением времени: чем больше удовлетворённость респондентов текущим временем, тем более высокие оценки инклюзии уязвимых групп. Авторами ставится задача сформулировать принципы конструирования инклюзивной организационной культуры профессиональных групп для социального государства.</p> 2018-12-24T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8556 Постсоветская миграция и диаспоры через призму лиминальности 2019-02-20T02:54:21+03:00 Вера Михайловна Пешкова pever@mail.ru <p><strong>Вера Михайловна Пешкова</strong>&nbsp;– к. и.н., старший научный сотрудник, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, Москва, Россия. Электронная почта: <em>pever@mail.ru</em></p> <p>Дается обзор некоторых современных исследований постсоветских диаспор из&nbsp;трех основных перспектив. Одна касается взаимодействия диаспор и&nbsp;родины на&nbsp;уровне государственной политики страны исхода по&nbsp;отношению к&nbsp;диаспорам. Другая охватывает влияние миграции на&nbsp;отправляющую и&nbsp;принимающие страны, а&nbsp;также на&nbsp;формирующиеся в&nbsp;результате нее диаспоральные сообщества. В&nbsp;отдельную тему выделяются механизмы формирования и&nbsp;практики постсоветских диаспор. Делается акцент на&nbsp;вынужденности постсоветской миграции, роли агентности, а&nbsp;также на&nbsp;микро-подходе в&nbsp;противовес доминирующему в&nbsp;литературе по&nbsp;постсоветским диаспорам макро-подходу. Это находит отражение и&nbsp;в&nbsp;методологической базе исследований миграции, поскольку часть из&nbsp;них основаны на&nbsp;анализе качественных интервью, включенном наблюдении и&nbsp;этнографических исследованиях. География работ охватывает русскоговорящую миграцию в&nbsp;Великобританию и&nbsp;Турцию, миграцию из&nbsp;Украины в&nbsp;Южную Европу и&nbsp;возвратную миграцию турок-месхетинцев в&nbsp;Грузию, трудовую миграцию из&nbsp;Азербайджана в&nbsp;Россию, миграцию между Молдовой и&nbsp;Европейским Союзом, и,&nbsp;наконец, постсоветскую еврейскую миграцию, в&nbsp;частности, между Россией, Израилем и&nbsp;Канадой. Особое внимание уделяется значению различных региональных, исторических, геополитических и&nbsp;межгосударственных контекстов, которые вписываются в&nbsp;транснациональную рамку, концептуализирующую миграцию как динамический и&nbsp;открытый процесс. Делается вывод, что для описания и&nbsp;понимания современных миграционных движений, в&nbsp;том числе формирования постсоветских диаспор, эффективно работает концепт лиминальности, раскрывающий переходный и&nbsp;процессуальный характер этих сложных процессов. Об&nbsp;этом свидетельствует опыт постсоветских мигрантов, которые часто находятся в&nbsp;состоянии двойственности, что отражается и&nbsp;на&nbsp;их самоидентификации, и&nbsp;на&nbsp;повседневных практиках («дефисная идентичность», «двойное возвращение», трансграничные практики и&nbsp;т. п.).</p> 2018-12-24T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8557 Переосмысливая узбекскую идентичность и национальность – отношение между миграцией, этничностью, языком и принадлежностью 2018-12-24T00:42:31+03:00 Leah Utyasheva lutyasheva@gmail.com <p><strong>Лия Утяшева</strong> - PhD, директор по разработке политики, Центр профилактики пестицидных самоубийств, Университет Эдинбурга, Соединенное Королевство. Электронная почта:&nbsp;<em> lutyasheva@gmail.com</em></p> 2018-12-24T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8558 Не дома и не в гостях: проблема самоопределения мигрантов 2018-12-24T00:48:02+03:00 Наталья Владимировна Ярцева yartseva.nat@gmail.com <p><strong>Наталья Владимировна Ярцева</strong>&nbsp;– к.полит.н., доцент, кафедра всеобщей истории, международных отношений и&nbsp;документоведения, Самарский национальный исследовательский университет им.&nbsp;Академика С. П. Королева. Самара, Россия. Электронная почта: <em>yartseva.nat@gmail.com</em></p> 2018-12-24T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement##