The Journal of Social Policy Studies https://jsps.hse.ru/ <p style="text-align: justify;"><em><strong>Журнал исследований социальной политики</strong></em>&nbsp; публикует статьи по теории, истории и методологии социальной политики, результаты эмпирических исследований и экспериментов в сфере социальной политики как в России, так и за рубежом, учебно-методические материалы для преподавателей социальной политики как учебной дисциплины; библиографические обзоры и рецензии. К публикации принимаются статьи как на русском, так и на английском языках.<br><br><br></p> <p>&nbsp;</p> ru-RU jsps@hse.ru (Яковлева Виктория) jsps@hse.ru (Яковлева Виктория) Mon, 22 Apr 2024 16:07:09 +0300 OJS 3.1.2.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Эмоциональная культура и профессионализация заботы https://jsps.hse.ru/article/view/21490 <p>***</p> Виктор Трофимов, Полина Кислицына, Ольга Бредникова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21490 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300 «Эмоциональная разметка» психотерапевтической культуры: императивы, идейные противоречия и линии анализа https://jsps.hse.ru/article/view/21491 <p>Статья посвящена эмоциональной стороне «психотерапевтической культуры», возникшей в&nbsp;западноевропейском мире в&nbsp;результате проникновения идей психотерапии во&nbsp;все сферы общества. Эта культура стремительно глобализируется и&nbsp;претендует на&nbsp;роль морального регулятора, когда жизненные события, отношения и&nbsp;социальные процессы интерпретируются через психологическую призму. В&nbsp;то&nbsp;же время научный подход ослабевает, принимая формы, далекие от&nbsp;профессиональной психологии и&nbsp;адаптированные для массовой культуры. Социологи исследуют причины распространения психотерапевтической культуры, отмечая ее амбивалентность и&nbsp;связь с&nbsp;поздним капитализмом, в&nbsp;частности неолиберализмом. Некоторые исследователи видят в&nbsp;ней этический потенциал освобождения, формирование автономного морального субъекта, стремящегося к&nbsp;новым формам солидарности на&nbsp;основе этики подлинности и&nbsp;заботы о&nbsp;себе. Другие придерживаются критического подхода, рассматривая психотерапевтическую культуру как эмоционально-­идеологический инструмент, выгодный элитам и&nbsp;формирующий образ «нарциссического» субъекта, морально нечувствительного и&nbsp;утрачивающего социальные связи, которым легко управлять. Целью статьи является осмысление различных подходов к&nbsp;анализу терапевтической культуры и&nbsp;рефлексия над ее амбивалентностью на&nbsp;основе выделенных эмоциональных идеалов или императивов, которые могут иметь неоднозначные социальные последствия и&nbsp;ослаблять интегративный и&nbsp;творческий потенциал данной культуры. Основной точкой противоречий является сочетание стремления к&nbsp;рациональному управлению эмоциями и&nbsp;культа подлинных спонтанных чувств. В&nbsp;статье анализируются и&nbsp;другие противоречия, например, между стремлением к&nbsp;интенсивной эмоциональной коммуникации и&nbsp;желанием личной автономии. Эмоциональная терапевтическая логика современного общества является противоречивой, а&nbsp;потому адаптивной и&nbsp;совместимой с&nbsp;другими идеологическими представлениями, допустимой в&nbsp;разных культурных контекстах, включая российский. Важно оценить потенциал и&nbsp;влияние психотерапевтической культуры в&nbsp;различных сферах социальной жизни, особенно в&nbsp;социальной политике, где противоречивый терапевтический эмоциональный стиль может затруднять осуществление социально-­политических программ.</p> Ольга Симонова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21491 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300 «Быть собой» или «радовать себя»? Терапевтические технологии, эмоции и неравенство в современной России https://jsps.hse.ru/article/view/21492 <p>В&nbsp;современном мире терапевтический дискурс и&nbsp;психотерапевтические практики играют все большую роль в&nbsp;процессах субъективации. В&nbsp;данной статье исследуется, каким образом различные подходы к&nbsp;управлению эмоциями влияют на&nbsp;социальные взаимодействия и&nbsp;карьерные траектории в&nbsp;социальных и&nbsp;институциальных контекстах. Основываясь на&nbsp;двух кейсах – изучения практик молодых профессионалов, работающих в&nbsp;культурных институциях, а&nbsp;также исследовании деятельности консультантов компании прямых продаж Мери Кей, статья демонстрирует, что терапевтический проект предлагает множество эмоциональных режимов, которые распространяются в&nbsp;социальных, экономических и&nbsp;культурных средах. Анализируются техники самоанализа и&nbsp;«проговаривания», востребованные среди представителей городского образованного среднего класса. Данные терапевтические техники основаны на&nbsp;рефлексивной интерпретации себя, умении распознавать эмоции и&nbsp;поисках своего «аутентичного» Я. Они сравниваются с&nbsp;практиками позитивного мышления на&nbsp;примере компании Мери Кей. Кроме того, уточняется вопрос о&nbsp;стратифицирующей роли эмоциональных компетенций. Работа над собой в&nbsp;контексте сетевого маркетинга Мери Кей особенно значима для женщин из&nbsp;малых городов, ограниченных в&nbsp;своих ресурсах и&nbsp;возможностях социальной мобильности. Они рассматривают эмоциональную работу и&nbsp;навыки позитивного мышления как ключевые инструменты для достижения успеха. Напротив, представители столичного образованного класса склонны к&nbsp;освоению навыков психологизированной рефлексии и&nbsp;умению говорить на&nbsp;языке «сложных чувств». Учитывая тот факт, что эмоциональные компетенции начинают играть все более значимую роль в&nbsp;процессах социальной мобильности и&nbsp;поддержания классовых различий, встает вопрос о&nbsp;существовании эмоциональной стратификации в&nbsp;современном российском обществе.</p> Дарья Терешина Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21492 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300 Два поколения депрессии: дискурсы об эмоциях в автобиографических текстах российских мужчин https://jsps.hse.ru/article/view/21493 <p>Депрессия, рассматриваемая как культурный ярлык для определенного эмоционального переживания, формируется доминирующей эмоциональной культурой. Радикальные трансформации культурного контекста могут привести к изменению эмоциональных норм, задающих переживание, выражение и регулирование эмоций. Целью данной статьи является изучение того, как трансформация эмоциональной культуры, связанная с распадом СССР, повлияла на переживание депрессии у мужчин. Для ответа на поставленный вопрос проведен поколенческий анализ дискурсов об эмоциях, выполненный на основе 30 автобиографических текстов. В сборник вошли личные дневники, автобиографии и (не)анонимные посты в социальных сетях, созданные авторами в период с 1976 по 2022 год. Идентификация дискурсов об эмоциях выполнена на основе тематического кодирования (Braun &amp; Clarke, 2006). В результате анализа выделено четыре идеальных типа дискурсов об эмоциях, используемых мужчинами всех поколений: метафорический, терапевтический, медицинский и религиозный. Отмечены поколенческие различия в концептуализации и описании депрессии и ее контекстуальной противоположности ‒ счастья. Мужчины позднесоветского поколения описывали депрессию как специфическое эмоциональное состояние, сравнимое с грустью, тоской, бессилием. В то время как постсоветское поколение было ориентировано на новую эмоциональную норму счастья и самореализации, активно используя терапевтический дискурс и описывая новые эмоциональные переживания, такие как плач, который не упоминался ранее. Депрессия в этом контексте интерпретировалась как неспособность быть «нормальным» человеком: счастливым, успешным и способным управлять своими эмоциями.</p> Мария Глухова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21493 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300 Взросление в терапевтической культуре: самоконтроль и самопознание как основа новой культурной модели https://jsps.hse.ru/article/view/21498 <p>Терапевтическая культура, пришедшая в&nbsp;Россию в&nbsp;эпоху перехода к&nbsp;рыночной экономике, повлияла на&nbsp;то, как люди стали проживать и&nbsp;интерпретировать свой материальный и&nbsp;эмоциональный опыт взросления в&nbsp;постсоветском обществе. Несмотря на&nbsp;ее распространенность и&nbsp;активное обсуждение в&nbsp;академических кругах, малоизученным остается вопрос, как именно терапевтическая культура трансформирует культурную модель взрослости. В&nbsp;данной статье, опираясь на&nbsp;фукианские концепции власти-­знания, техники заботы о&nbsp;себе, а&nbsp;также на&nbsp;модель терапевтической самости Силва, анализируются особенности взросления молодежи в&nbsp;контексте терапевтической культуры. Эмпирическую базу исследования составили 40 глубинных полуструктурированных интервью с&nbsp;миллениалами из&nbsp;Санкт-­Петербурга и&nbsp;Краснодара. Анализ показал, что терапевтический нарратив является главным способом презентации процесса взросления, а&nbsp;концепции контроля и&nbsp;осознанности (власти-­знания в&nbsp;терапевтическом контексте) выступают ключевыми в&nbsp;формировании культурного образа взрослости. Исследование выявило важность возрастных и&nbsp;гендерных различий в&nbsp;восприятии терапевтической культуры. «Младшие» миллениалы воспринимают ее как данность, в&nbsp;то&nbsp;время как старшее поколение относится к&nbsp;ней более критически и&nbsp;недоверчиво. Женщины используют терапевтический язык для рефлексии, осознания личных границ и&nbsp;обсуждения травм, в&nbsp;то&nbsp;время как мужчины применяют его в&nbsp;более практичном ключе. В&nbsp;процессе анализа представлений о&nbsp;взрослении сделан вывод: терапевтическая культура, воплощая власть-­знание, одновременно является инструментом заботы о&nbsp;себе.</p> Анастасия Андреева Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21498 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300 Эмоциональный труд преподавателей университетов в условиях академического капитализма: терапевтический этос и коммуникативные практики со студентами (сравнительный анализ двух университетов) https://jsps.hse.ru/article/view/21499 <p>В статье анализируется влияние терапевтической культуры на эмоциональную работу преподавателей в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» и Йенском университете. Исследование, опирающееся на Концепции эмоционального труда, академического капитализма и терапевтической культуры, направлено на выявление изменений в нормативных требованиях к эмоциональному труду преподавателей в условиях коммерциализации и менеджериализации высшего образования. Основное внимание удалено эмоциональным нормам и коммуникативным практикам преподавателей и студентов в обоих университетах. Исследование базируется на сравнительном анализе, в основе которого лежит предположение о том, что терапевтический этос в большей степени распространен и усвоен в европейском академическом сообществе, нежели чем в российском. Было сделано предположение, что терапевтический этос более распространен в европейском академическом сообществе по сравнению с российским. Методология включала полуформализованные интервью с преподавателями обоих университетов, проведенные с апреля 2022 г. по январь 2023 г. (N = 10). Результаты показывают, что нормы и практики управления эмоциями преподавателей обоих университетов связаны с расширением коммерциализации и менеджериализации в системе высшего образования. Терапевтический этос формирует новые эмоциональные нормы коммуникации между преподавателем и студентом, в рамках которых студенты ожидают эмоциональной и психологической поддержки от преподавателей. Преподаватели обоих университетов также подчеркивают необходимость разработки стратегий для создания эмоционально позитивной учебной среды. Делается вывод, что терапевтическая культура меняет профессиональную роль преподавателя и поддерживает академический капитализм, что может приводить к снижению авторитета преподавателя и размыванию ролей. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения трансформации университетского образования.</p> Елизавета Долгалева Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21499 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300 Консультация психолога: специфика терапевтического дискурса и его восприятие https://jsps.hse.ru/article/view/21500 <p>В статье анализируется терапевтический дискурс психолога в контексте консультации и его восприятие клиентом. В качестве эмпирического материала использованы автоэтнографические заметки автора, выступившего в роли клиента. Анализ выявил специфику терапевтического дискурса в ситуации взаимодействия «психолог-клиент», включая приемы, такие как переопределение проблемы клиента в ходе консультации, фокусировка на темах родительско-детских отношений по инициативе психолога и поддержание личных границ как элемент идеологии терапевтического дискурса. Также сделана попытка сравнения консультации с дружескими отношениями для уточнения особенностей терапевтической встречи<em>.</em> Были обнаружены интердискурсивные проявления в рекомендациях психолога, например, ссылки на телесные практики и остеопатию. Автоэтнографическое наблюдение зафиксировало воспринимаемые «пустоты» в дискурсе терапии в контексте политических событий, что привело к прекращению консультаций, когда эти события стали актуальными для клиента. Дневниковые заметки автора позволили интерпретировать процесс консультации через призму восприятия клиента и дискурс-аналитика. В статье представлены аналитические выводы и иллюстративные фрагменты из дневников, отражающие эмпирический опыт автора в роли клиента.</p> Ирина Чудова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21500 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300 Границы неолиберализма: благосостояние и социальное управление в космических полетах https://jsps.hse.ru/article/view/21502 <p>Неолиберализм всё больше формирует социальную политику и управление обществом, подчиняя себе человеческую субъективность и эмоциональность под видом социального благополучия и эксплуатируя эти аспекты человеческой жизни в целях получения прибыли. Гуманитарные науки разработали различные концепции социального благополучия, включая теории, которые, кажется, оправдывают неолиберальный порядок. Данное исследование анализирует сильные и слабые стороны теории благополучия, связанной с областью позитивной психологии. Я использую опыт российско-американского сотрудничества в космическом пространстве – программу «Мир-Шаттл» (1994–1997 гг.) – чтобы определить применимость выбранной теории благополучия в контексте требовательной и опасной среды. Набор данных исследования включает три типа источников, используемых на принципе доступности: биографические интервью с участниками программы (проект устной истории Шаттл-Мир НАСА), медиаинтервью с российскими космонавтами и опубликованные автобиографии. Для обработки данных применялся теоретически обоснованный тематический анализ. Результаты показывают, что для объяснения закономерностей в достижении режимов социальной согласованности, интеграции, социальной реализации и вклада во время долгосрочных космических миссий необходим более широкий контекстуализационный подход. Необходимо учитывать культурные, политические, организационные и экзистенциальные измерения. Идеал коллективного усиления, обеспечиваемый взаимным делением, взаимосвязью и доверием, может оспорить текущий императив дисциплинированного самопромоушена.</p> Лика Родин Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21502 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300 Концепция заботы сообщества: от критики приютов к неолиберальному аутсорсингу социальных услуг. Опыт Великобритании https://jsps.hse.ru/article/view/21503 <p>В&nbsp;статье рассматривается концепция заботы сообщества (community care), которая все глубже интегрируется в&nbsp;поле социальной политики на&nbsp;локальном, региональном, национальном и&nbsp;глобальном уровнях. Проекты долговременного ухода, реализуемые в&nbsp;России с&nbsp;2016&nbsp;г., также опираются на&nbsp;принципы заботы сообщества, как одной из&nbsp;форм социальной поддержки людей, частично или полностью утративших способность к&nbsp;самообслуживанию. Понятие заботы сообщества имеет богатую историю и&nbsp;тесно связано с&nbsp;социальными реформами, трансформациями социального государства, получает различные интерпретации и&nbsp;охватывает широкий круг акторов и&nbsp;практик социальной поддержки. В&nbsp;статье освещаются разнообразные грани концепции, включая историческое развитие, социально-­политические аспекты и&nbsp;практическое применение в&nbsp;адресной поддержке различных социальных групп, таких как пожилые, лица с&nbsp;ограниченными возможностями и&nbsp;люди, испытывающие расстройства психического здоровья. Особое внимание уделяется роли социальных исследователей в&nbsp;критике традиционных институциальных форм заботы и&nbsp;продвижении принципов заботы сообщества. Мы анализируем исторический опыт Великобритании, где впервые сформулировано это понятие, и&nbsp;рассматриваем его эволюцию – от&nbsp;критики институциальной заботы к&nbsp;развитию локальных солидарностей и&nbsp;борьбе за&nbsp;социальную инклюзию уязвимых групп в&nbsp;условиях неолиберального поворота в&nbsp;социальной политике. Мы также обсуждаем современные вызовы и&nbsp;перспективы community care, особенно в&nbsp;контексте российской системы долговременного ухода и&nbsp;подчеркиваем необходимость критической ревизии и&nbsp;адаптации существующих моделей к&nbsp;российскому контексту. Исследование демонстрирует, что интерпретация и&nbsp;социальная политика community care являются динамичными и&nbsp;контекстуальными процессами, непосредственно связанными с&nbsp;социологической экспертизой и&nbsp;политическими приоритетами партий и&nbsp;правительств.</p> Елена Здравомыслова, Елена Богданова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21503 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300 Профессионализм социальных работников в городской и сельской местности (на материалах исследований в Республике Карелия) https://jsps.hse.ru/article/view/21505 <p>Социальная работа как профессиональная деятельность играет ключевую роль в&nbsp;обеспечении благополучия наиболее уязвимых слоев населения. Социальные работники принимают на&nbsp;себя различные роли и&nbsp;выполняют множество задач в&nbsp;зависимости от&nbsp;потребностей клиентов. Особенности и&nbsp;разнообразие клиентских групп требуют от&nbsp;социальных работников соответствия ряду профессиональных и&nbsp;этических стандартов, что необходимо для предоставления качественных социальных услуг и&nbsp;обеспечения достойного качества жизни населения ‒ одной из&nbsp;главных целей социальной политики государства. Эти требования формально закреплены в&nbsp;должностных инструкциях, профессиональных стандартах и&nbsp;кодексах, однако также определяются особенностями местности, где осуществляется социальная работа. Наше исследование направлено на&nbsp;анализ профессионализма социальных работников в&nbsp;Республике Карелия и&nbsp;фокусируется на&nbsp;различиях городских и&nbsp;сельских районов. Основой исследования стали данные, собранные с&nbsp;помощью опросов, интервью и&nbsp;наблюдений в&nbsp;Петрозаводске и&nbsp;Прионежском районе. В&nbsp;ходе исследования выявлены значительные различия в&nbsp;условиях труда между городскими и&nbsp;сельскими социальными работниками, в&nbsp;том числе в&nbsp;плане образовательной подготовки, стажа работы, спектра оказываемых услуг и&nbsp;уровня физической нагрузки. На&nbsp;основании полученных данных мы делаем выводы о&nbsp;необходимости разработки целевых программ профессионального развития для социальных работников, учитывающих специфику городской и&nbsp;сельской среды, и&nbsp;рекомендуем расширять образовательные возможности социальных работников, создавать условия для их саморазвития и&nbsp;исследовательской деятельности, уделять особое внимание профилактике выгорания и&nbsp;развитию сотрудничества государственных учреждений и&nbsp;администраций сельских поселений для повышения информированности населения о&nbsp;социальных услугах. Пересмотр взглядов на&nbsp;профессионализм, создание новых обучающих программ и&nbsp;курсов и&nbsp;условий для профессионального роста с&nbsp;учетом специфики местности будут способствовать повышению качества социального обслуживания и&nbsp;лучшему удовлетворению потребностей населения в&nbsp;Республике Карелия.</p> Юлия Петровская, Юлия Славашевич Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21505 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300 Организационные условия формирования местных сообществ на примере деятельности сельских фольклорных ансамблей Удмуртии https://jsps.hse.ru/article/view/21506 <p>В&nbsp;фокусе статьи ‒ соотношение разных институциональных форм деятельности фольклорных ансамблей в&nbsp;сельских учреждениях культуры Удмуртской Республики. Автор пытается осмыслить, как традиционные практики пения взаимодействуют с&nbsp;официальными требованиями и&nbsp;нормами, установленными культурными учреждениями. Практики совместного пения в&nbsp;современном селе исследуются с&nbsp;опорой на&nbsp;конструктивистскую парадигму с&nbsp;помощью методов этнографического описания и&nbsp;концепта «изобретения традиции». Эмпирическую базу исследования составили 36 интервью, собранных в&nbsp;северных, менее урбанизированных районах Удмуртии, где до&nbsp;сих пор сохранились самобытные практики индивидуального и&nbsp;группового пения. Сельская местность остается богатым исследовательским полем для изучения специфических стилей символического потребления, поддерживаемых через сохранение языка и&nbsp;элементы традиционной культуры. Статья выявляет, как сотрудники учреждений культуры стремятся интенсифицировать общение на&nbsp;удмуртском языке, включая народные песни в&nbsp;репертуар, соответствующий институциальным стандартам исполнения. Институциализованная народная традиция воспроизводится в&nbsp;практиках неформального пения на&nbsp;домашних праздниках и&nbsp;в&nbsp;дружеском кругу, создавая сложную сеть социальных связей между участниками сельского сообщества. Это исследование не&nbsp;только освещает специфику деятельности фольклорных ансамблей и&nbsp;практик пения в&nbsp;современных сельских сообществах Удмуртии, но&nbsp;и&nbsp;предлагает посмотреть на&nbsp;социокультурные процессы, происходящие на&nbsp;стыке институциального регулирования и&nbsp;живой народной традиции.</p> Татьяна Власова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21506 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300 Критический обзор концепции социального инвестирования https://jsps.hse.ru/article/view/21507 <p>Статья посвящена критическому анализу концепции социального инвестирования как основы социальной политики. В&nbsp;рамках концепции социального инвестирования фокус внимания социальной политики меняется с&nbsp;«пассивной» защиты граждан от&nbsp;наступления различного рода рисков, связанных с&nbsp;возможностью сохранения позиций на&nbsp;рынке труда, на&nbsp;«активную» поддержку граждан, направленную на&nbsp;расширение их возможностей по&nbsp;интеграции на&nbsp;рынок труда. Согласно концепции социального инвестирования, социальная политика должна быть направлена на&nbsp;инвестирование в&nbsp;человеческий капитал, чтобы в&nbsp;последующем граждане могли максимально эффективно реализовать свой трудовой потенциал на&nbsp;рынке труда. С&nbsp;одной стороны, политика, основанная на&nbsp;концепции социального инвестирования, имеет неоспоримые преимущества. Так, высокая вовлечённость населения в&nbsp;трудовую деятельность является эффективным способом поддержания доходов и&nbsp;обеспечения социальной интеграции. Кроме этого, высокий уровень занятости населения сокращает потребность в&nbsp;государственных пособиях и&nbsp;способствует устойчивости государства всеобщего благосостояния. В&nbsp;то&nbsp;же время концепция социального инвестирования не&nbsp;лишена недостатков. Анализ имеющихся исследований, посвящённых политике социального инвестирования, позволил условно выделить четыре основных направления критики данной концепции: чрезмерное бремя индивидуальной ответственности; ограниченность эффективности инвестиций в&nbsp;человеческий капитал; ограничение применимости социальной политики, основанной на&nbsp;концепции социальных инвестиций; проблема социальной интеграции через рынок труда для нетрудоспособных граждан. Выделенные ограничения концепции социального инвестирования во&nbsp;многом связаны с&nbsp;сохраняющейся значимостью такого фактора, как принадлежности к&nbsp;социальному классу, в&nbsp;объяснении социального неравенства. Исследования показывают, что социальные риски, обуславливающие бедность, социально стратифицированы во&nbsp;всех государствах всеобщего благосостояния. Учитывая это, социальное инвестирование не&nbsp;следует рассматривать как исчерпывающую модель социальной политики. Социальная политика не&nbsp;должна ограничиваться только социальным инвестированием. Социальное инвестирование должно дополняться социальной защитой населения.</p> Анна Миронова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21507 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300 Дорожная карта экосоциального будущего: политика переосмысления государства всеобщего благосостояния https://jsps.hse.ru/article/view/21508 <p>***</p> Дарья Лебедева Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/21508 Sun, 21 Apr 2024 00:00:00 +0300