The Journal of Social Policy Studies https://jsps.hse.ru/ <p style="text-align: justify;"><em><strong>Журнал исследований социальной политики</strong></em>&nbsp; публикует статьи по теории, истории и методологии социальной политики, результаты эмпирических исследований и экспериментов в сфере социальной политики как в России, так и за рубежом, учебно-методические материалы для преподавателей социальной политики как учебной дисциплины; библиографические обзоры и рецензии. К публикации принимаются статьи как на русском, так и на английском языках.<br><br><br></p> <p>&nbsp;</p> ru-RU jsps@hse.ru (Яковлева Виктория) jsps@hse.ru (Яковлева Виктория) Mon, 21 Aug 2023 23:12:51 +0300 OJS 3.1.2.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Социальная поддержка в современной России: новые формы и акторы поля социальной помощи https://jsps.hse.ru/article/view/17806 <p>***</p> От редакции Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17806 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 Влияние родственного ухода на занятость и материальное положение ухаживающих лиц https://jsps.hse.ru/article/view/17807 <p>Проблемы старения населения и&nbsp;возрастания нагрузки на&nbsp;лиц, ухаживающих за&nbsp;родственниками, актуальны как в&nbsp;зарубежных странах, так и&nbsp;в&nbsp;России. На&nbsp;основе данных проведенного в&nbsp;2020&nbsp;г. обследования «Человек, семья и&nbsp;общество» нами представлен анализ влияния ухода за&nbsp;родственниками на&nbsp;возможности занятости и&nbsp;материальное положение домохозяйств, в&nbsp;которых есть ухаживающие лица. Среди лиц в&nbsp;возрасте от&nbsp;18 до&nbsp;72&nbsp;лет более 20 % имеют родственников, нуждающихся в&nbsp;уходе, и&nbsp;примерно половина имеющих таких родственников ухаживает за&nbsp;ними лично. Среди ухаживающих более 10 % ощутили, что осуществляемый ими уход негативно сказался на&nbsp;их занятости и&nbsp;привел либо к&nbsp;вынужденному увольнению, либо к&nbsp;сокращению часов работы. Следствием становятся ухудшение материального положения в&nbsp;домохозяйствах, высокие риски малообеспеченности, бедности и&nbsp;крайней бедности, низкие среднедушевые доходы и&nbsp;уменьшение сбережений. Регрессионный анализ показал, что вероятность ухаживающих лиц уволиться с&nbsp;работы или сократить часы работы в&nbsp;связи с&nbsp;уходом сокращается, если другие родственники также помогают в&nbsp;уходе, и&nbsp;возрастает, если требуется интенсивный уход, а&nbsp;также если пожилой родственник с&nbsp;трудом может передвигаться по&nbsp;дому, не&nbsp;имеет возможности самостоятельно купить продукты и&nbsp;приготовить себе еду, его с&nbsp;трудом можно оставить без присмотра в&nbsp;течение дня. Помимо этого, вероятность негативного влияния на&nbsp;занятость выше у&nbsp;более возрастных респондентов и&nbsp;у&nbsp;лиц, проживающих в&nbsp;столицах регионов. Увольнение или сокращение часов работы в&nbsp;связи с&nbsp;уходом снижает среднедушевые доходы в&nbsp;среднем на&nbsp;четверть. Участие социального работника или сиделки в&nbsp;уходе увеличивает среднедушевые доходы респондента в&nbsp;среднем на&nbsp;9 %.</p> Елена Гришина, Елена Цацура Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17807 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 Жилищное обеспечение детей-­сирот: проблемы социальной поддержки и ресурсные возможности https://jsps.hse.ru/article/view/17808 <p>В&nbsp;статье рассматриваются проблемы жилищного обеспечения детей-­сирот при выходе из&nbsp;интернатного учреждения. Ограниченные возможности реализации жилищных прав детей-­сирот актуализируют вопрос об&nbsp;эффективности мер их социальной поддержки в&nbsp;период между выходом из&nbsp;детского дома и&nbsp;получением жилья. Методом сбора эмпирических данных стал анкетный опрос сотрудников органов опеки и&nbsp;попечительства (n=694). Результаты исследования иллюстрируют наложение зон дисфункций в&nbsp;сфере социальной поддержки детей-­сирот: с&nbsp;одной стороны, несвоевременность предоставление им жилья, с&nbsp;другой стороны, дефицит ресурсов (социальные гостиницы, общежития для временного проживания) для снижения социальных рисков жизне­обеспечения тех выпускников интернатных учреждений, которые не&nbsp;обеспечены жильем. Несмотря на&nbsp;признание остроты жилищных проблем детей-­сирот и&nbsp;длительные сроки ожидания получения квартиры, сотрудники органов опеки и&nbsp;попечительства позитивно оценивают ситуацию в&nbsp;сфере жилищного обеспечения выпускников интернатных учреждений. Искажение в&nbsp;оценках реальной ситуации жилищного обеспечения детей-­сирот может рассматриваться как определенное ограничение эффективного применения региональных компенсаторных мер поддержки выпускников интернатных учреждений в&nbsp;условиях их жилищной депривации. Только 11,7 % сотрудников органов опеки и&nbsp;попечительства полагают, что жилищные права детей-­сирот нарушаются. Среди выпускников интернатных учреждений доля респондентов, указавших на&nbsp;нарушение жилищных прав, существенно выше – 21,5 %. По&nbsp;сравнению с&nbsp;сотрудниками органов опеки и&nbsp;попечительства, дети-сироты также более критично оценивают эффективность реализации компенсаторных мер поддержки (предоставление временного жилья, оказание консультационной помощи).</p> Елена Васильева, Елена Фролова, Ольга Рогач Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17808 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 Участие вузов в ликвидации нищеты в рамках реализации целей устойчивого развития https://jsps.hse.ru/article/view/17809 <p>Ликвидация нищеты в&nbsp;2015&nbsp;г. обозначена ООН в&nbsp;качестве одной из&nbsp;целей устойчивого развития (ЦУР), важнейшей глобальной проблемой современности. Это способствовало мобилизации широкого круга участников. Помимо государственных институтов и&nbsp;общественного сектора, в&nbsp;различных странах все большую активность в&nbsp;данном направлении стали проявлять высшие учебные заведения, наполняя ее собственным содержанием и&nbsp;воспроизводя особые практики. Роль вузов как субъектов социальной политики исследуется в&nbsp;рамках концепции «третьей миссии», однако все большая их приверженность целям устойчивого развития, их формирующаяся субъектность в&nbsp;области борьбы с&nbsp;нищетой, актуализировала дальнейший анализ данных процессов. В&nbsp;статье представлены результаты анализа проблемы участия вузов в&nbsp;ликвидации нищеты в&nbsp;рамках целей устойчивого развития. Для анализа отобраны документально-­информационные источники, статистические данные, в&nbsp;которых отражаются характеристики участия вузов в&nbsp;ликвидации нищеты: данные международного рейтинга THE Impact Rankings за&nbsp;2018–2021&nbsp;г г., материалы и&nbsp;документы открытого доступа вузов-­лидеров данного рейтинга по&nbsp;ЦУР «Ликвидация нищеты». Результаты исследования показали, что на&nbsp;фоне роста активности университетов в&nbsp;реализации всех ЦУР, наибольшая активизация наблюдается по&nbsp;цели «Ликвидация нищеты», лидерами которой становятся крупные многопрофильные университеты, с&nbsp;высокой долей иностранных студентов, имеющие серьезные результаты научных исследований по&nbsp;теме борьбы с&nbsp;бедностью, реализующие многообразные практики, как внешнего, так и&nbsp;внутреннего социального участия, такие как: пассивная и&nbsp;активная социальная поддержка студентов из&nbsp;бедных семей; участие в&nbsp;реализации общественных, государственных и&nbsp;международных проектов по&nbsp;борьбе с&nbsp;нищетой, реализуемых совместно с&nbsp;заинтересованными структурами на&nbsp;местном, национальном и&nbsp;глобальном уровне. Потенциал университетов в&nbsp;этой сфере может быть реализован через образовательную, научную деятельность и&nbsp;социальные проекты. К&nbsp;сожалению, пока он задействован не&nbsp;всеми вузами. Поэтому результаты представленного исследования могут быть использованы для продвижения и&nbsp;тиражирования нового социального опыта университетов.</p> Лариса Константинова, Антон Петров Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17809 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 «Между виртуальным и физическим»: контуры цифрового активизма экологических некоммерческих организаций России https://jsps.hse.ru/article/view/17810 <p>В&nbsp;статье на&nbsp;материалах полуструктурированных экспертных интервью с&nbsp;представителями российских экологических некоммерческих организаций (экоНКО) производится всесторонний анализ их цифрового активизма. В&nbsp;центре внимания исследовательские вопросы, связанные с&nbsp;цифровыми инструментами и&nbsp;механизмами вовлечения пользователей в&nbsp;цифровой активизм, а&nbsp;также новые возможности и&nbsp;ограничения, который он открывает для экоНКО. Использование подхода Цифровой инвайронментальной гуманитаристики позволило рассмотреть особенности экологических практик активистов в&nbsp;онлайн- и&nbsp;офлайн-­пространствах в&nbsp;их концептуальном единстве, а&nbsp;также осмыслить имеющиеся технические, организационные и&nbsp;прочие цифровые барьеры при (ре)транслировании экологических практик активистов из&nbsp;онлайн- в&nbsp;офлайн-­пространство и&nbsp;обратно. Анализ показал тренд на&nbsp;цифровизацию деятельности экоНКО, при том что четкого разделения исключительно на&nbsp;офлайн и&nbsp;онлайн практики нет, поскольку они дополняют друг друга. Для активистов, руководителей организаций, координаторов проектов не&nbsp;всегда понятно, что такое «цифровой активизм» из-за отсутствия рефлексии об&nbsp;инструментах своей работы. Практически все организации для продвижения своей деятельности используют сайты и&nbsp;социальные сети, мобильные приложения, интерактивные карты общего пользования на&nbsp;основе алгоритмов больших данных. Механизмы вовлечения населения в&nbsp;цифровой активизм довольно разнообразны: от&nbsp;рекламы в&nbsp;социальных сетях, в&nbsp;дружественных онлайн-­сообществах до&nbsp;совместного подписания цифровых петиций. Возможности цифровых форм экологического участия неоднозначны. С&nbsp;одной стороны, происходит изменение парадигмы взаимодействия акторов, при которой они становятся не&nbsp;только потребителями информации, но&nbsp;и&nbsp;ее производителями, соответственно, происходит расширение каналов влияния гражданского общества на&nbsp;процессы принятия решений. С&nbsp;другой стороны, цифровые практики отчуждают пользователей от&nbsp;реальных протестных действий; при этом такая форма участия доступна не&nbsp;всем гражданам, что порождает новые формы цифрового неравенства и&nbsp;социальные дистанции.</p> Полина Ермолаева, Ольга Башева, Юлия Ермолаева Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17810 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 Типология активистских объединений здоровья в социальных медиа https://jsps.hse.ru/article/view/17814 <p>Изучение онлайн-­активизма в&nbsp;сфере здоровья нуждается в&nbsp;новых теоретических моделях в&nbsp;силу изменившейся под воздействием цифровизации публичной среды. Благодаря особенностям цифровой коммуникации в&nbsp;социальных медиа, масштабировались и&nbsp;стали более устойчивыми формы объединения граждан, которые ранее проявляли себя на&nbsp;локальном уровне и / или носили эпизодический характер. Одновременно «традиционные» организации, которые представляют интересы разных социальных групп в&nbsp;отношении здоровья, доступа к&nbsp;медицинской помощи и&nbsp;т. д., также заняли свое место в&nbsp;цифровом публичном пространстве. Цель нашего теоретического анализа состояла в&nbsp;создании типологии активистских объединений здоровья, присутствующих в&nbsp;социальных медиа, которая дает возможность их сравнивать между собой и&nbsp;анализировать как акторов публичного пространства. Для ее построения мы использовали ключевые элементы теории социальных движений: условия для коллективного действия, идентичность, типы социальных связей (сильные и&nbsp;слабые) и&nbsp;эмоции. Основываясь на&nbsp;этих переменных, мы описали четыре основных типа онлайн-­сообществ здоровья в&nbsp;зависимости от&nbsp;того, что является их главным объединяющим фактором: формальная структура, экспертиза, политически заряженные эмоции или конкретные люди, нуждающиеся в&nbsp;медицинской помощи. Взяв за&nbsp;основу модель множественных публичных сфер, предложенную Элизабет Бриз, мы разделили эти онлайн-­объединения относительно того, каким потенциальным влиянием они обладают на&nbsp;институциальную среду и&nbsp;социальную группу, интересы которой представляют. Измерения, вдоль которых мы расположили каждый тип активистских онлайн-­сообществ, включили в&nbsp;себя потенциал влияния (политический / гражданский) и&nbsp;наличие / отсутствие оффлайнового представительства в&nbsp;публичной сфере. Последняя дихотомия позволяет учитывать, могут&nbsp;ли активистские объединения напрямую, от&nbsp;своего имени, взаимодействовать с&nbsp;формальными институтами государства. Разработанная типология активистских онлайн-­объединений здоровья повышает качество эмпирических исследований цифрового активизма, а&nbsp;также позволяет включить такие формы социальных движений в&nbsp;нормативный анализ.</p> Дарья Юдина Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17814 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 Дискурс российского госфеминизма: Анализ официальных документов, определяющих гендерную повестку https://jsps.hse.ru/article/view/17823 <p>В&nbsp;статье представлен анализ официальной гендерной повестки в&nbsp;современной России. Ключевой теоретической рамкой исследования выступает концепт «государственный феминизм», который используется исследователями общественных наук с&nbsp;80‑х гг. XX&nbsp;в. для обозначения рамочного характера политических сил в&nbsp;отношении гендерного равенства. Согласно этой логике, доминирующая социально-­политическая модель задает формат гендерной повестки, что позволяет использовать элементы официального политического дискурса (документы, выступ­ления и&nbsp;заявления высших должностных лиц и&nbsp;др.) в&nbsp;качестве источников данных для изучения реальных национальных интересов и&nbsp;действий, направленных на&nbsp;обеспечение гендерного равенства. Для анализа официальной гендерной повестки России авторами впервые введена концепция российского госфеминизма. Предполагается, что гендерное равенство, как базовый концепт, одинаково понимается и&nbsp;трактуется всеми участниками глобального диалога, что, конечно, не&nbsp;всегда так в&nbsp;силу культурных, социальных и&nbsp;политических особенностей. Россия является участницей глобальных программ по&nbsp;достижению гендерного баланса, однако дискурс российского госфеминизма при декларации соглашения с&nbsp;международными стандартами до&nbsp;сих пор неясен. В&nbsp;статистических данных фиксируются и&nbsp;признаются разрывы в&nbsp;гендерном равенстве, отчеты российских компаний демонстрируют устойчивый гендерный дисбаланс в&nbsp;составе персонала на&nbsp;руководящих позициях, при этом четкого понимания намерений государства в&nbsp;разрешении сложившейся ситуации нет. В&nbsp;связи с&nbsp;этим цель статьи –уточнить основной посыл официальной гендерной повестки в&nbsp;современной России. Эмпирическая часть представлена контент-­анализом документов, отобранных по&nbsp;принципу принадлежности к&nbsp;ведомствам, ответственным за&nbsp;реализацию гендерной политики в&nbsp;России. Контент-­анализ выполнен при использовании программного обеспечения QDA Miner. Выявлено, что особенностями российского госфеминизма являются: артикуляция гендерной повестки как саморешаемого «женского вопроса»; расфокусированное проблемное поле, что затрудняет восприятие собственно гендерной проблематики; противоречие с&nbsp;глобальными задачами госфеминизма по&nbsp;разрушению гендерных иерархий из-за апелляции к&nbsp;идеям натурализации. Последняя особенность является как движущей силой режима гендерной политики, так и&nbsp;ее результатом одновременно. Таким образом российский госфеминизм скорее основан на&nbsp;убеждениях о&nbsp;равенстве между женщинами и&nbsp;мужчинами, чем предпринимает усилия и&nbsp;конкретные действия по&nbsp;достижению равенства.</p> Анастасия Швецова, Екатерина Зиброва Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17823 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 Репрезентация институциальных установок в отношении подросткового сексуального образования в российских СМИ https://jsps.hse.ru/article/view/17816 <p>В&nbsp;ХХ&nbsp;в. многие европейские страны и&nbsp;США актуализировали вопросы подросткового сексуального образования и&nbsp;запустили реализацию специальных программ обучения в&nbsp;общеобразовательной системе, а&nbsp;международные организации (ЮНИСЕФ, ВОЗ, ЮНФПА) стали декларировать необходимость соблюдения сексуальных прав. В&nbsp;России сексуальное образование нельзя назвать институциализированным: с&nbsp;началом консервативного поворота этот процесс остановлен. В&nbsp;статье представлены репрезентированные в&nbsp;СМИ позиции разных социальных институтов на&nbsp;основе контент-­анализа 172 статей. Дискурс психологического профессионального сообщества представлен через вопросы о&nbsp;«правильных» гендерных ролях и&nbsp;неподготовленности кадров. Установки представителей государства показаны в&nbsp;СМИ как выражение опасения и&nbsp;требование учета специфики российской культуры. Позиции директоров школ и&nbsp;учителей представлены в&nbsp;публичном поле через их неготовность к&nbsp;дополнительной нагрузке и&nbsp;требование выстраивать доверие между подростками и&nbsp;взрослыми в&nbsp;контексте реализации сексуального образования. Репрезентация семейного дискурса задается несколькими позициями: потребностью в&nbsp;специалистах и&nbsp;неуверенностью в&nbsp;своих знаниях, обеспокоенностью тем, что подростки сталкиваются с&nbsp;непроверенной информацией в&nbsp;интернете, а&nbsp;также страхом столкнуться с&nbsp;пропагандой раннего сексуального дебюта. Родительские комитеты в&nbsp;публичном поле представлены, с&nbsp;одной стороны, как борющиеся против программ сексуального образования и,&nbsp;с&nbsp;другой стороны, как рассматривающие такое образование как инструмент продвижения ценностей воздержания и&nbsp;воспитания нравственности. Дискурс церкви задается представлениями о&nbsp;«нормальной сексуальности», противопоставлении российских ценностей западным и&nbsp;продвижением нравственных и&nbsp;семейных ценностей. Репрезентация установок педагогического сообщества показывает и&nbsp;обеспокоенность организацией и&nbsp;содержанием программ сексуального образования, и&nbsp;фокусирование на&nbsp;угрозах нарушения личностного развития, разрушения традиционных ценностей. В&nbsp;результате то, как представлены в&nbsp;СМИ позиции разных социальных институтов, может указывать на&nbsp;существование дискурсивных противоречий внутри институтов семьи, церкви, психологического и&nbsp;педагогического сообществ, сообществе родительских комитетов. Репрезентируемые в&nbsp;публичном поле установки иллюстрируют, как формируются дискурсы отрицания и&nbsp;одобрения относительно вопросов о&nbsp;сексуальном образовании подростков, а&nbsp;также показывают разнообразие позиций, не&nbsp;сводимых к&nbsp;двум гомогенным противоборствующим полюсам.</p> Елизавета Захарова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17816 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 Конструирование образа российского рабочего в событиях Worldskills Russia https://jsps.hse.ru/article/view/17817 <p>В&nbsp;статье рассматривается конструирование рабочего класса как воображаемого сообщества в&nbsp;официальном властном дискурсе. На&nbsp;примере события Workdskills Russia показано становление и&nbsp;развитие представлений о&nbsp;российском рабочем и&nbsp;их связь с&nbsp;практиками производства идей. Исследование опирается на&nbsp;теоретические концепции, подчеркивающие определяющую роль власти в&nbsp;структурировании социальности, приписывании значений ее отдельным частям, и&nbsp;значение дискурсов, выступающих источником порядка. Официальный властный дискурс Workdskills Russia изучался с&nbsp;помощью теории Н. Фэркло, позволяющей выделить «порядок дискурса» – социальные практики; текст события – фиксированный результат в&nbsp;письменной или устной форме; и&nbsp;дискурсивную практику – процесс производства дискурса. Анализ проводился с&nbsp;помощью нечастотного контент-­анализа публикаций в&nbsp;газете «Республика Татарстан» и&nbsp;текстов портала WorldSkills Russia: соревнований, церемоний открытия, закрытия и&nbsp;иных мероприятий, проходивших 22–27&nbsp;августа 2019&nbsp;г. в&nbsp;Казани. Проведен семиотический анализ зрелищных эффектов, использованных властными группами, материал для которого собран во&nbsp;время включенного наблюдения на&nbsp;указанных событиях. Результаты работы показали, что во&nbsp;время Workdskills Russia продвигалось несколько характеристик современного российского рабочего: профессионализм на&nbsp;уровне мировых стандартов, успех в&nbsp;профессии, активное участие в&nbsp;глобальных социальных преобразованиях, профессиональное долголетие и&nbsp;наращивание профессиональных знаний в&nbsp;любом возрасте. Определено, что привлекаемые устроителями разнообразные способы передачи дискурса (аудиальные и&nbsp;визуальные средства, приемы технического воплощения идей) стали частью производства смыслов в&nbsp;соответствии с&nbsp;жанром мега-события. Активная фаза производства официального властного дискурса о&nbsp;рабочем происходит во&nbsp;время соревнований. До&nbsp;начала Workdskills Russia он характеризуется бедной содержательной риторикой и&nbsp;постепенно исчезает после мероприятия. Исследование выявило конкуренцию дискурсивных практик во&nbsp;время мега-события. Наряду с&nbsp;продвижением образа российского рабочего, насыщенное воплощение получила идея о&nbsp;гражданской общероссийской идентичности и&nbsp;стремление позиционировать Россию и&nbsp;Татарстан перед мировым сообществом.</p> Гульнара Габдрахманова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17817 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 Стратегии солидарного города в российских малых городах (на примере Алтайского края) https://jsps.hse.ru/article/view/17818 <p>В&nbsp;статье акцент сделан на&nbsp;применении концепта «солидарный город» в&nbsp;отношении малых городов России на&nbsp;примере Алтайского края. Через анализ массового опроса жителей малых городов (N=1220) и&nbsp;интервью с&nbsp;активистами (N=28) показан большой пласт работы местного сообщества на&nbsp;благо города. Необходимость использования указанного концепта продиктована тем, что вопреки имеющимся в&nbsp;современной науке позициям, характеризующим малый город как отчужденное и&nbsp;дезинтег­рированное пространство, в&nbsp;статье представлены результаты иного плана. В&nbsp;частности, показано, что тип солидарного города отражает тесное взаимодействие жителей в&nbsp;решении актуальных проблем развития городской среды. При этом реализуются системные стратегии солидарного города, свидетельствующие не&nbsp;просто об&nbsp;интеграции жителей малых городов, но&nbsp;и&nbsp;активных действиях с&nbsp;вовлеченностью в&nbsp;них разных поколений, трудовых династий, людей всех возрастов и&nbsp;социального положения. Высказывается мысль о&nbsp;том, что именно солидарный город позволяет жителям преодолевать отчуждение и&nbsp;сообща действовать на&nbsp;благо города, притом, что малый город сталкивается с&nbsp;рядом серьезных социально-­экономических и&nbsp;социально-­политических проблем. Выявлены конкретные стратегии солидарного города, которые реализуются активистами, вовлекающими горожан в&nbsp;эти процессы. К&nbsp;числу таких стратегий отнесены: общее дело, взаимная помощь и&nbsp;поддержка, а&nbsp;также взаимодействие жителей малых городов с&nbsp;властью и&nbsp;общественными объединениями. Таким образом, в&nbsp;статье разработана трактовка концепта «солидарный город» применительно к&nbsp;развитию местного социума в&nbsp;российских малых городах, продемонстрированы возможности его реализации в&nbsp;конкретных действиях объединившихся горожан. В&nbsp;конечном итоге солидарный город предстает как наиболее продуктивный тип общественных отношений в&nbsp;условиях определенной городско среды.</p> Евгений Попов Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17818 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 Создание инклюзивного пространства в чрезвычайной ситуации: неформальное образование для детей-беженцев рохинджа в Бангладеш https://jsps.hse.ru/article/view/17819 <p>Половина всех беженцев в Бангладеш - это дети рохинджа, которым не разрешается получать образование в государственных учреждениях, хотя образование является одним из основных прав всех детей, независимо от их социального статуса. С 2017 г., правительство Бангладеш, ЮНИСЕФ и Международная организация "Спасем детей" проводят программу неформального образования для детей беженцев рохинджа. Эту инициативу реализуют местные НПО-партнеры. Цель этого исследования состоит в том, чтобы изучить политику и инфраструктурные механизмы для процесса реализации этой инициативы и определить, как НПО могут повлиять на включение детей рохинджа в систему образования. Мы провели качественное исследование в кварталах Ухия и Текнаф, района Кокс-базар. В период с августа 2020 по январь 2021 г. мы провели 30 углубленных интервью с родителями и детьми рохинджа, учителями, правительственными чиновниками, представителем ЮНИСЕФ и сотрудниками НПО, а также собрали материалы из различных вторичных источников. Мы считаем, что в рамках программы создана настоящая дорожная карта. Посредством обсуждений, диалога и жизнестойкости, местные и глобальные НПО, народ Рохинджа договорились с правительством об «инклюзивном» пространстве для расширения сферы образования. Хотя для обеспечения инклюзивного образования в нынешней чрезвычайной ситуации требуется еще больше инициатив. Предварительный обзор, анализ программы и собранных данных, помогают понять проблемы, с которыми сталкиваются такие страны, как Бангладеш, в решении проблемы включения детей-беженцев в систему образования в условиях Южной Азии. Результаты исследования могут быть использованы директивными органами для разработки инклюзивной и рефлексивной политики в области образования для детей-беженцев.</p> Реза Хабиб, Артем Ульданов Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17819 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 Управление пространством в московских парках как конструирование биополитической и биокультурной идентичности https://jsps.hse.ru/article/view/17820 <p>В статье исследуется управление пространством московских парков и то, как оно способствует биополитическому конструированию идентичности. Основываясь на концепции «<em>governmentality</em>» Фуко, я исследую, как управляются пространства для создания саморегулируемых субъектов и, таким образом, социального порядка. В статье утверждается, что управление пространствами, основанное на методах включения/исключения, способствует распространению одних форм поведения, в то время как другие исключаются, как угрожающие безопасным пространствам. Ссылаясь на муниципальные правила поведения в парках, я подробно останавливаюсь на включенных / исключенных видах деятельности, чтобы продемонстрировать, каким образом регулирование паркового пространства влияет на стиль поведения людей, их свободу, как задаются рамки такого поведения в интересах государства. Например, включение в пространство парка субъектов, заботящихся о своем здоровье, задает рамки поведения в соответствие с биополитическими целями государства по созданию здоровой нации и экономически эффективного человеческого капитала. В то же время менеджмент парков ставит под сомнение некоторые виды деятельности, прикрываясь целью создания защищенного пространства и исключая нежелательное или угрожающее здоровью поведение. В результате этого процесса обеспечивается общая биологическая и культурная основа, на основе которой субъекты определяют свое поведение. Она формирует биокультурную идентичность, поскольку создает ощущение «своих» и отвергает «других», объединяя группы стилем поведения в нацию.</p> Лейла Хоссейни Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17820 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 Трансформация социальных государств в постсоветских странах: научная дискуссия и исследовательская повестка https://jsps.hse.ru/article/view/17821 <p>В&nbsp;данной статье представлено критическое осмысление научной дискуссии об&nbsp;особенностях, факторах и&nbsp;результатах трансформации моделей государства благосостояния на&nbsp;постсоветском пространстве. Отправной точкой является монография Линды Дж. Кук, посвященная посткоммунистическим государствам благосостояния и&nbsp;основанная на&nbsp;адаптации классической типологии Эспинг-­Андерсена. Привлекая исследовательскую литературу по&nbsp;социальной политике, анализу политического курса и&nbsp;политической науки, мы показываем основные результаты исследований и&nbsp;актуальные дискуссии. Что способствует реформам социальной политики, их успешной реализации или сопротивлению, какова роль заин­тересованных групп, государственных и&nbsp;негосударственных акторов и&nbsp;каков эффект социальных реформ для общества? Мы показываем дискуссию о&nbsp;важности динамики политического режима и&nbsp;сокращения возможностей для представительства интересов, а&nbsp;также изменения отношений между федеральным и&nbsp;региональными правительствами. Эти исследования позволяют сделать вывод о&nbsp;механизмах создания и&nbsp;воспроизводства неравенства не&nbsp;только между различными социальными группами, но&nbsp;и&nbsp;между регионами. Анализ структуры групп интересов и&nbsp;их свой­ств позволяет продемонстрировать роль негосударственных и&nbsp;международных акторов в&nbsp;инициировании социальных реформ. Мы обращаемся к&nbsp;дискуссии об&nbsp;эффекте колеи и&nbsp;инерции институтов для объяснения результатов трансформации государства благосостояния. Предложены три направления в&nbsp;актуальной исследовательской повестке. Во-первых, мы указываем на&nbsp;необходимость анализа региональных особенностей обеспечения социального благополучия для понимания национальной модели государства благосостояния. Во-вторых, подчеркиваем важность изучения дилеммы недемократических правительств, которая сводится к&nbsp;необходимости поддерживать благосостояние общества без риска расширения политических требований прав и&nbsp;свобод. В-третьих, мы задаемся вопросом об&nbsp;адекватности классических теорий государства благосостояния для анализа социальной политики в&nbsp;условиях сокращающейся политической конкуренции и&nbsp;активных военных действий.</p> Анна Тарасенко, Мария Рыбникова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17821 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300 Жизненные шансы как индикатор в замерах неравенства и счастья https://jsps.hse.ru/article/view/17822 <p>***</p> Вячеслав Коротин Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/17822 Mon, 21 Aug 2023 00:00:00 +0300