The Journal of Social Policy Studies https://jsps.hse.ru/ <p style="text-align: justify;"><em><strong>Журнал исследований социальной политики</strong></em>&nbsp; публикует статьи по теории, истории и методологии социальной политики, результаты эмпирических исследований и экспериментов в сфере социальной политики как в России, так и за рубежом, учебно-методические материалы для преподавателей социальной политики как учебной дисциплины; библиографические обзоры и рецензии. К публикации принимаются статьи как на русском, так и на английском языках.<br><br><br></p> <p>&nbsp;</p> ru-RU jsps@hse.ru (Яковлева Виктория) jsps@hse.ru (Яковлева Виктория) Вс, 30 сен 2018 00:52:17 +0300 OJS 3.1.1.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Гендерная политика https://jsps.hse.ru/article/view/8021 <p>***</p> Oт редакции ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8021 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300 «Почти каждой сплетнице есть что вспомнить»: репрезентации сексуального насилия в цифровых таблоидах https://jsps.hse.ru/article/view/8022 <p><strong>Полина Андреевна Ерофеева</strong>&nbsp;– к. п.&nbsp;н., преподаватель, Нижегородский государственный лингвистический университет им.&nbsp;Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия. Электронная почта: <em>polina.erofeeva@gmail.com</em></p> <p>Средства массовой информации играют важную роль в&nbsp;формировании общественных представлений о&nbsp;проблеме сексуального насилия. Переход к&nbsp;цифровым каналам информации дает возможность оценить, как проблему сексуального насилия воспринимают потребители цифровых СМИ разных жанров. В&nbsp;статье рассматриваются репрезентации сексуального насилия в&nbsp;отношении женщин среди потребителей цифровых таблоидов, комментирующих публикации по&nbsp;теме насилия. Роль читательского комментария разбирается с&nbsp;опорой на&nbsp;нарративную теорию Эрминии Ибарры, которая выделяет три этапа процесса формирования идентичности в&nbsp;коммуникации: (1) выбор ролевых моделей и&nbsp;их сопоставление с&nbsp;собой; (2) экспериментирование с&nbsp;поведением ролевых моделей; (3) внутренняя оценка поведения на&nbsp;предмет совместимости с&nbsp;прошлой идентичностью, а&nbsp;также его внешнее одобрение значимыми окружающими. Процесс формирования идентичности выражается в&nbsp;«я-нарративе», рассказе, который позволяет высказать соображение о&nbsp;себе. В&nbsp;статье читательский комментарий в&nbsp;цифровых СМИ рассматривается как форма «я-нарратива», в&nbsp;котором комментатор сопоставляет себя с&nbsp;ролевой моделью (героем новостной истории), получая или не&nbsp;получая одобрение («лайк») со&nbsp;стороны других участников обсуждения. В&nbsp;качестве эмпирического источника рассматривается женский цифровой таблоид «Сплетник». Статья демонстрирует, что, освещая жизнь знаменитостей, «Сплетник» дает благодатную почву для создания и&nbsp;подтверждения «я-нарративов». Показывается, что поводом для обсуждения темы насилия служат истории знаменитых женщин, его переживших. Используя тематический анализ, автор выявляет основные темы читательского обсуждения историй знаменитостей. Поскольку издание представляет собой гибрид таблоида и&nbsp;глянца, восприятие темы насилия среди аудитории «Сплетника» является ареной борьбы между разными дискурсами&nbsp;– патриархатным, характерным для таблоида, и&nbsp;феминистским, элементы которого присутствуют в&nbsp;современном женском глянце. В&nbsp;заключении критически осмысляется вклад «Сплетника» в&nbsp;развитие общественной дискуссии о&nbsp;проблеме сексуального насилия в&nbsp;России, легитимацию открытого обсуждения этой темы как социальной, а&nbsp;не&nbsp;частной проблемы.</p> Полина Андреевна Ерофеева ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8022 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300 #Янебоюсьсказати в повестке украинских и российских СМИ: специфика восприятия инициативы граждан в конфликтной среде масс-медиа https://jsps.hse.ru/article/view/8023 <p><strong>Наталия Александровна Стеблина</strong>&nbsp;– кандидат наук по&nbsp;социальным коммуникациям, доцент, кафедра рекламы и&nbsp;связей с&nbsp;общественностью, Одесский национальный университет им.&nbsp;И. И. Мечникова, Одесса, Украина. Электронная почта: <em>steblyna@onu.edu.ua</em></p> <p>Хештег #янебоюсьсказати вследствие популярности в&nbsp;социальных сетях стал предметом интереса для масc-медиа Украины и&nbsp;России. Масштабный флешмоб раскрыл проблемы агрессии против женщин, нарушения их прав и&nbsp;скрытый гендерный конфликт. Анализ восприятия этой акции в&nbsp;СМИ дает возможность проследить специфику формирования медиа-события. На&nbsp;основе анализа делаются выводы об&nbsp;особенностях отражения в&nbsp;СМИ инициатив граждан в&nbsp;эпоху новых медиа. Хотя исследования показывают, что масc-медиа по-прежнему зависимы от&nbsp;традиционных («авторитетных») источников информации, флешмоб #янебоюсьсказати, напротив, стал примером вовлечения в&nbsp;повестку СМИ мнения обычных людей, которые заявили о&nbsp;существовании замалчиваемой проблемы. Для выявления специ­фики подачи подобного материала, проведен анализ основных фреймов, которые использовали наиболее популярные масс-медиа Украины и&nbsp;России. Выделены и&nbsp;исследованы два основных фрейма: фрейм конфликта и&nbsp;фрейм ответственности. Они направлены не&nbsp;столько на&nbsp;решение проблемы насилия в&nbsp;отношении женщин, которая обсуждалась в&nbsp;социальных сетях, сколько на&nbsp;интерпретацию самого флешмоба, его целей и&nbsp;возможных угроз для участников и&nbsp;для общества. В&nbsp;процессе освещения флешмоба #янебоюсьсказати в&nbsp;масс-медиа редко упоминалась необходимость решения проблемы насилия на&nbsp;законодательном уровне. Напротив, СМИ цитировали публикации пользователей соцсетей для привлечения внимания к&nbsp;своим материалам. Наряду с&nbsp;этим публиковались истории знаменитостей, мнения экспертов. Также зафиксированы попытки противопоставить участников дискуссии друг другу. В&nbsp;СМИ делались прогнозы о&nbsp;всплесках насилия, которые могут быть вызваны флешмобом, а&nbsp;сама акция интерпретировалась как повод для подозрений: инициаторов обвиняли в&nbsp;попытках отвлечь общественность от&nbsp;более серьезных тем, например, войны на&nbsp;Востоке Украины. В&nbsp;результате такой подачи информации СМИ скорее заняли пассивную роль, не&nbsp;воспринимая инициативы пользователей социальных сетей всерьез и&nbsp;не&nbsp;предлагая механизмов решения проблем, которые были ими подняты.</p> Наталия Александровна Стеблина ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8023 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300 Гендерное (не)равенство в детском саду: материнские нарративы о скрытом учебном плане и девичей идентичности https://jsps.hse.ru/article/view/8024 <p><strong>Анастасия Алексеевна Чередеева</strong>&nbsp;– магистрантка Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, г. Москва, Россия. Электронная почта: <em>cheredeeva.a@gmail.com</em></p> <p><strong>Ольга Борисовна Савинская</strong>&nbsp;– к.соц.н., доцент Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, г. Москва, Россия. Электронная почта: <em>osavinskaya@hse.ru</em></p> <p>В статье актуализируется значимость изучения дошкольного девичества как особой культуры, в&nbsp;рамках которой формируется гендерная идентичность дошкольницы. Изучение этого процесса проведено на&nbsp;примере анализа материнской рефлексии дошкольного образования девочек в&nbsp;детском саду. Основной исследовательский вопрос направлен на&nbsp;реконструкцию имплицитных, заложенных в&nbsp;«скрытом учебном плане» практик, формирующих девичью идентичность через принятые и&nbsp;навязываемые обществом нормы женственности посредством анализа материнского восприятия практик детского сада. Эмпирическая база исследования&nbsp;– 11 индивидуальных интервью с&nbsp;матерями девочек-дошкольниц и&nbsp;четыре «диадных» интервью с&nbsp;матерями и&nbsp;их дочками 4–7&nbsp;лет, собранные в&nbsp;2016 г. Анализ материнского описания различных видов деятельности в&nbsp;детском саду показывает, что «скрытый учебный план», конструирующий девичью идентичность, пронизывает весь распорядок дня дошкольниц: выбор образовательной траектории, сюжетно-ролевую игру, прогулку, сон, одежду и&nbsp;внешний вид, праздники. Анализ собранных интервью показал, что матери поддерживают гендерные элементы воспитания ребенка в&nbsp;детском саду, выдвигая свои аргументы согласия и&nbsp;обоснования принятых в&nbsp;детском саду воспитательных практик. В&nbsp;партнерстве с&nbsp;детским садом формируют скрытый учебный план, навязывающий девочке традиционную модель женственности, создают практики социализации, задающие рамки конструирования девичей гендерной идентичности, лишая возможности индивидуальной образовательной траектории и&nbsp;формирования неповторимой личности. Гендеризованный скрытый учебный план оказывается действенным механизмом формирования дошкольного девичества и&nbsp;стартовых рамок дальнейшей гендерной социализации в&nbsp;школе. Детский сад не&nbsp;только готовит девочку к&nbsp;обучению в&nbsp;школе, он учит ее быть «девочкой» в&nbsp;школьные годы, усваивать предлагаемые обществом нормы, предписанные школьному возрасту.</p> Анастасия Алексеевна Чередеева, Ольга Борисовна Савинская ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8024 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300 «Я с этими людьми в один автозак не сяду»: солидарности и конфликты в феминистских инициативах Петербурга https://jsps.hse.ru/article/view/8026 <p><strong>Ольга Аркадьевна Сенькова</strong>&nbsp;– магистр социологии, стажер-исследователь Центра молодежных исследований, Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики, Санкт-Петербург, Россия; аспирантка, факультет социологии, Карлов Университет, Прага, Чешская Республика. Электронная почта: <em>oasenkovao@gmail.com</em></p> <p>Статья посвящена анализу солидарностей и&nbsp;противостояний, возникающих среди участниц феминистских инициатив Петербурга, включающих в&nbsp;себя жизненно-стилевые стратегии, основанные на&nbsp;принятии (либо отрицании) тех или иных ценностей, норм и&nbsp;смыслов. Статья выстроена в&nbsp;логике солидарного подхода, в&nbsp;рамках которого феминистские инициативы понимаются как молодежные культурные формирования и&nbsp;рассматриваются с&nbsp;целью выделения основных линий ценностно-культурных притяжений и&nbsp;конфликтов. За&nbsp;основу взяты 28 интервью с&nbsp;участницами феминистских инициатив Петербурга в&nbsp;возрасте от&nbsp;17 до&nbsp;39 лет, подкрепленные 32 днями включенного этнографического наблюдения. Сбор эмпирического материала проводился с&nbsp;2015 по&nbsp;2017 гг. Особое внимание в&nbsp;статье уделяется полевым рефлексиям исследовательницы, в&nbsp;том числе посвященным становлению её собственной феминистской идентичности. Несмотря на&nbsp;то, что «женский вопрос» обсуждается в&nbsp;России с&nbsp;середины XIX&nbsp;в., современный отечественный контекст, в&nbsp;силу своей консервативности, не&nbsp;является благоприятным для развития феминизма. В&nbsp;то&nbsp;же время наблюдается активный рост низовых, «уличных» феминистских инициатив, участницы которых не&nbsp;только по-разному определяют цели своей борьбы, но&nbsp;и&nbsp;следуют различным критериям при определении «своих» и&nbsp;«чужих» в&nbsp;феминистском поле. Анализ эмпирических данных показал, что, несмотря на&nbsp;существование актуальной феминистской повестки, объединяющей участниц инициатив, информантки имеют различные взгляды на&nbsp;её интерпретацию: с&nbsp;одной стороны, акцент ставится на&nbsp;защиту прав женщин, с&nbsp;другой стороны&nbsp;– на&nbsp;противодействие всем видам дискриминации через сотрудничество с&nbsp;активистами левого политического спектра, внесистемной оппозиции, ЛГБТИК, зоозащитниками. Особое внимание уделяется категории гендерного режима в&nbsp;активистских сообществах, который чаще всего определяется как патриархатный и&nbsp;препятствующий совместному сопротивлению доминирующему консервативному дискурсу. Кроме того, важными линиями феминистских дискуссий оказывается гендерный аспект определения безопасного пространства, а&nbsp;также восприятие коммерческого секса как принуждения или свободного выбора. При этом, принятие или отрицание тех или иных ценностей выстраивается не&nbsp;в&nbsp;дихотомических оппозициях «за» или «против», а&nbsp;в&nbsp;неоднородных континуумах солидарностей.</p> Ольга Аркадьевна Сенькова ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8026 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300 Молодые женщины в органах государственного управления России: факторы, определяющие карьерные траектории https://jsps.hse.ru/article/view/8030 <p><strong>Ольга Генриховна Исупова</strong>&nbsp;– PhD in Sociology, доцент, старший научный сотрудник, Институт демографии, Центр демографических исследований, НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Электронная почта: <em>oisupova@hse.ru</em></p> <p><strong>Валерия Владимировна Уткина</strong>&nbsp;– старший преподаватель, факультет социальных наук, департамент государственного и&nbsp;муниципального управления НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Электронная почта: <em>utkinavv@hse.ru</em></p> <p>Статья посвящена изучению позиции женщин в&nbsp;органах государственного управления Российской Федерации. Анализируются 32 полуструктурированных интервью с&nbsp;молодыми женщинами, имеющими опыт работы на&nbsp;госслужбе. Интервью подвергнуты анализу с&nbsp;целью выявления основных тем, важных для этой группы женщин в&nbsp;связи с&nbsp;особенностями их деятельности. Изучаются их представления о&nbsp;том, является&nbsp;ли работа в&nbsp;органах государственной власти «подходящей» для женщин, и&nbsp;почему они в&nbsp;этой отрасли присутсвуют на&nbsp;всех должностях, кроме самых высоких. С&nbsp;одной стороны, мы выявили устойчивый стереотип в&nbsp;отношении разделения сфер труда на&nbsp;мужскую (власть, ответственность) и&nbsp;женскую (работа помощника, организатора или более творческая, но,&nbsp;скорее, индивидуальная&nbsp;– например, аналитик). С&nbsp;другой&nbsp;– отмечаются противоположные взгляды, характеризующие изучаемую группу женщин как обладающую высокой самооценкой и&nbsp;стремящуюся к&nbsp;«экспертной» самореализации. Таким образом, согласно оценкам наших собеседниц, женщины во&nbsp;властных структурах, как правило, не&nbsp;стремятся к&nbsp;высшим ступеням власти. Тем не&nbsp;менее их профессиональные стремления нацелены на&nbsp;самореализацию в&nbsp;карьере «специалиста в&nbsp;своей области»: рутинный труд их не&nbsp;удовлетворяет, проблематичной является низкая зарплата, женщины стремятся различными способами (должностной рост, длительные рабочие часы, переход в&nbsp;другую сферу деятельности) повысить зарплату. Это связано с&nbsp;их высоким уровнем образования, обуславливающего определенные притязания и&nbsp;самоуважение. Отсутствие стремления к&nbsp;высоким должностям у&nbsp;большинства связывается с&nbsp;тем, что для женщины продвижение по&nbsp;службе часто ассоциируется с&nbsp;невозможностью «личной жизни», которая требует времени и&nbsp;сил, а&nbsp;также баланса между домом и&nbsp;работой.</p> Ольга Генриховна Исупова, Валерия Владимировна Уткина ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8030 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300 Украинско-российский виртуальный флешмоб против сексуального насилия https://jsps.hse.ru/article/view/8031 <p><strong>Феруза Арипова</strong> – докторантка по программе Мировая история, Университет Норт-Истерн; член Дэвис-центра по изучению России и Евразии, Гарвардский университет; приглашенный исследователь, Центр Йордана по изучению России при Нью-Йоркском университете. США. Электронная почта: <em>aripova.f@husky.neu.edu</em></p> <p><strong>Джанет Элиз Джонсон</strong> – профессор по политическим наукам и женским и гендерным исследованиям, Бруклинский колледж, Городской университет Нью-Йорка; приглашенный исследователь, Центр европейских и средиземноморских исследований Нью-Йоркского университета, Нью-Йорк, США. Электронная почта: <em>Johnson@brooklyn.cuny.edu</em></p> <p>Статья посвящена украинско-российскому виртуальному флешмобу 2016 г., который затронул вопросы сексуального насилия в обществе, включая насилие над детьми, сексуальные домогательства и изнасилования. Начавшись с одного поста в Фейсбуке, флешмоб вскоре включал уже десятки тысяч голосов на украинском и русском языках, которые в последствии привели к более широкому обсуждению вопросов сексуального насилия в отношении женщин. Женщины (и мужчины) впервые рассказали о пережитых случаях, раскрывая детали физического и психологического принуждения и длительной травмы, возникшей вследствие сексуального насилия. Благодаря общей теме публикаций и их общедоступности, флешмоб оказался вызовом стигматизации, связанной с темой сексуального насилия в обществе. Реакция средств массовой информации на флешмоб была двоякой: от сострадания к жертвам и осуждения насильников до критики женской распущенности и обвинения жертв насилия. После флешмоба было заведено уголовное дело против учителя в одной из самых престижных общеобразовательных школ г. Москвы, a также проведено несколько акций, направленных против сексуального насилия в Украине. В этой статье впервые представлена систематическая документация и анализ историй, рассказанных в рамках флешмоба. Кроме того, проводится анализ посвященных флешмобу статей в СМИ и его воздействия в качестве активистской акции, за которой последовала более обширная кампания #MeToo 2017 г. Таким образом, мы стремимся расширить социологическую литературу по теме сексуального насилия на постсоветском пространстве, а также оценить эту новую волну феминистского активизма. Неудивительно, что активизм такого рода не принес колоссальных перемен в обществе, но в то же время украино-российский флешмоб показал, как виртуальный активизм может подтолкнуть прогрессивные изменения.</p> Feruza Aripova, Janet Elise Johnson ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8031 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300 Стратегия изучения пересекающихся неравенств: на примере Швеции https://jsps.hse.ru/article/view/8032 <p><strong>Сусанна Эман </strong>– PhD, профессор,&nbsp; доцент, кафедра социологии, Центр исследований рисков и кризисов, Университет Средней Швеции, Сундсвалль, Швеция. Электронная почта: <em>susanna.ohman@miun.se</em></p> <p><strong>Анна Олофссон</strong>&nbsp;– PhD,&nbsp;профессор,&nbsp; кафедра социологии, Центр исследований рисков и кризисов, Университет Средней Швеции, Сундсвалль, Швеция. Электронная почта:&nbsp;<em>anna.olofsson@miun.se</em></p> <p><strong>Катарина Гритли Ныгрен</strong>&nbsp;– PhD, профессор,&nbsp; доцент, кафедра социологии, Центр гендерных исследований, Университет Средней Швеции, Сундсвалль, Швеция. Электронная почта: <em>Katarina.giritli-nygren@miun.se</em></p> <p>В статье исследуется структура неравенства в Швеции с позиции теории интерсекциональности и с помощью анализа количественных данных Национального обследования (<em>national survey material</em>).&nbsp;<span lang="ru">Общепризнано, что количественные методы анализа интерсекциональности редки или находятся в стадии развития.&nbsp;</span><span lang="ru">Количественный анализ, как правило, игнорирует некоторые теоретические краеугольные камни интерсекциональности: в частности, относительные и переменчивые свойства категорий.&nbsp;Возможно, именно поэтому исследователи интерсекциональности склонны к полному отказу от колличественных методов.&nbsp;Для решения этой дилеммы в качестве средства связывания объективных структур с субъективным опытом используется множественный анализ соответствий (МАС).&nbsp;Утверждается, что эта методология хорошо подходит для выявления и фиксации полей преимуществ и ограничений.&nbsp;</span><span lang="ru">Результат показывает, что такой количественный подход к интерсекциональному анализу может способствовать исследованию неравенств и преимуществ в глобальном масштабе в конкретный период, и развитию&nbsp;онтологической и гносеологической перрспективы интерсекциональности. Исследуя как описывается и характеризуется категория, и как ее части объясняют другие субкатегории, особенно такие как время и место, и их пересечение,&nbsp;мы смогли выявить связь между структурами ограничений и субъективным опытом в определенный период времени&nbsp; в конкретоном месте, что важно как для понимания неравенства, так и позиций преимуществ. Этот подход позволяет навести фокус не только на доминирующие структуры власти,&nbsp;которые создают подчиненные и привилегированные позиции, но и&nbsp;помогают нам анализировать нелинейные и случайные отношения между&nbsp;этими позициями и внутри них. Использование этого подхода имеет важное значение для исследований социальной политики.</span></p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> Susanna Öhman, Anna Olofsson, Katarina Giritli Nygren ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8032 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300 Отвечая на вызовы эпохи перемен: девушки как лидеры транснационального диалога о борьбе с сексуальным насилием https://jsps.hse.ru/article/view/8033 <p>Клаудиа Митчелл - PhD, профессор,&nbsp; Университет им. Джеймса Макгилла, Монреаль, Канада. Электронная почта: Claudia.mitchell@mcgill.ca</p> <p>Во времена турбулентности, подобных нынешним, проблема сексуального насилия в жизни девочек и молодых женщин требует солидарности и действия. Одним из последствий глобализации, является признание безграничности мира, в котором стираются барьеры между «там» и «здесь», и возникают вызовы&nbsp; в отношении &nbsp;&nbsp;различий, присущих глобальному Северу и глобальному Югу. В этой статье я предлагаю анализ проблем, связанных с сексуальным насилием, которые определяют поле для исследовательских групп, работающих с девочками и молодыми женщинами на глобальныом Севере и Глобальном Юге. В то же время я обращаю внимание на возможность более детального изучения взаимодействия Север-Север и Юг-Юг. Что представляет собой такой подход и какие методы могут быть использованы для осуществления &nbsp;стратегии борьбы с сексуальным насилием? Как эта стратегия может поддержать диалог? Для ответа на эти &nbsp;вопросы в статье предлагается практическая основа, которая опирается&nbsp; на выводы совместного канадско-южноафриканского проекта «Сети для перемен». Особое внимание уделяется необходимости публичного высказывания&nbsp; девочек и молодых женщин, обозначенного рамками активистской повестки. Я называю этот подход «круги внутри кругов», имея в виду,&nbsp; как участие девочек и молодых женщин из разных стран в&nbsp; визуальных исследованиях, так и то, что &nbsp;им &nbsp;обеспечивается позиция в &nbsp;центре «круга».</p> Claudia Mitchell ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8033 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300 Насилие в семье или насилие над семьей https://jsps.hse.ru/article/view/8034 <p><strong>Наталия Игоревна Ловцова</strong>&nbsp;– д. с.н., профессор, кафедра психологии и&nbsp;прикладной социологии, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., Саратов, Россия. Электронная почта: <em>natasha_lov@mail.ru</em></p> <p><strong> Дмитрий Викторович Зайцев</strong>&nbsp;– д. с.н., профессор, кафедра психологии и&nbsp;прикладной социологии, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., Саратов, Россия. Электронная почта: <em>zaitsevd@bk.ru</em></p> <p>Политические и&nbsp;медийные дебаты относительно направлений и&nbsp;содержания семейной политики и&nbsp;политики в&nbsp;сфере защиты детства велись в&nbsp;русле возрождения традиционных семейных ценностей. Среди наиболее обсуждаемых составляющих этого понятия оказался вопрос об&nbsp;укреплении авторитета родительства. Дискуссия о&nbsp;родительской власти переместилась в&nbsp;плоскость обсуждения темы семейного насилия, которая стала предметом законотворческой деятельности 2012–2018 гг. В&nbsp;приведенном обзоре инициатив по&nbsp;изменению cемейного кодекса, внесению поправок в&nbsp;закон о&nbsp;защите детей от&nbsp;информации, причиняющей вред их здоровью и&nbsp;развитию, уголовного кодекса, декриминализирующего побои в&nbsp;семье, продемонстрирована логика традиционализма в&nbsp;семейной политике и&nbsp;политике защиты детства, легитимирующей насилие. Ее конструирование по&nbsp;принципу «от обратного», при котором социально-политические практики разрабатываются на&nbsp;основе противопоставления пунктам Стратегии Совета Европы в&nbsp;обеспечению прав ребенка (2016–2021) приводит к&nbsp;противоречивому толкованию феноменов насилия и&nbsp;дискриминации как в&nbsp;повседневных воспитательных практиках, так и&nbsp;в&nbsp;законодательном дискурсе. Возможно, обсуждение законопроекта о&nbsp;профилактике домашнего насилия и&nbsp;привлечение внимания к&nbsp;инициативам общественных организаций, призывающих к&nbsp;искоренению в&nbsp;России гендерного насилия, позволит сменить вектор семейной политики с&nbsp;противостояния западным ценностям и&nbsp;переориентирует ее на&nbsp;поддержку семьи не&nbsp;только как социального института, но&nbsp;и&nbsp;как форму совместного проживания, и&nbsp;защиту детства от&nbsp;любых форм насилия и&nbsp;дискриминации.</p> <p>&nbsp;</p> Наталия Игоревна Ловцова, Дмитрий Викторович Зайцев ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8034 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300 Интерсекциональность как способ концептуализации гендерного и классового неравенства https://jsps.hse.ru/article/view/8035 <p><strong>Татьяна Владимировна Гаврилюк</strong>&nbsp;– к. c.н., доцент, старший научный сотрудник Центра перспективных исследований и&nbsp;инновационных разработок, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия. Электронная почта: <em>tv_gavrilyuk@mail.ru</em></p> <p><strong>Владислав Юрьевич Бочаров</strong>&nbsp;– к. с.н., доцент кафедры социологии и&nbsp;культурологии, Самарский национальный исследовательский университет, Самара, Россия; ассоциированный научный сотрудник СИ РАН, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: <em>vlad.bocharov@gmail.com</em></p> <p>Статья представляет аналитический обзор теоретических и&nbsp;социальных предпосылок, базовых положений и&nbsp;методологических возможностей теории интерсекциональности в&nbsp;её трактовке классового и&nbsp;гендерного неравенства. Долгое время гендер и&nbsp;класс как базовые понятия современной социологии производили два параллельно существующих научных дискурса. С&nbsp;одной стороны, конвенциальный классовый анализ оставался гендерно нечувствительным, вплоть до&nbsp;середины 1980-х гг. защищая собственные предпосылки под натиском феминистской критики. С&nbsp;другой&nbsp;– гендерная теория и&nbsp;women studies игнорировали значение различий, порожденных социальным происхождением и&nbsp;классом. Постмодернистская критика 1990-х гг. и&nbsp;«культуральный поворот» поставили под сомнение релевантность использования данных подходов, подчеркнув их социально сконструированную природу, неустойчивость и&nbsp;фрагментарность. Вместе с&nbsp;тем последствия глобальной капиталистической трансформации, затронувшие большие социальные группы, продемонстрировали концептуальную недостаточность конструктивистского подхода. Одним из&nbsp;ответов на&nbsp;вызов постмодерна, позволившим учитывать как влияние дискурса, производящего социальные различия и&nbsp;барьеры, так и&nbsp;реально существующие властные диспозиции, становится теория интерсекциональности. Данный методологический фрейм концентрируется на&nbsp;изучении того, как социально сконструированные и&nbsp;исторически укорененные системы власти и&nbsp;доминирования оказывают влияние на&nbsp;формирование индивидуальной субъектности. Постулируется и&nbsp;обосновывается, как взаимное наложение нескольких стигматизирующих социальных категорий порождает множественные негативные эффекты для дискриминируемых групп. В&nbsp;статье представлен обзор зарубежных интерсекциональных исследований, рассматривающих способы производства различных версий гендера и&nbsp;сексуальной нормативности, стратегии комбинирования семейных и&nbsp;профессиональных ролей в&nbsp;рамках классовых культур. Приводятся аргументы интерсекционального подхода в&nbsp;отношении того, как пересечение категорий класса и&nbsp;гендера с&nbsp;другими системами подавления производит барьеры между группами и&nbsp;порождает новые формы неравенства на&nbsp;индивидуальном и&nbsp;институциальном уровне, влияя как на&nbsp;повседневную жизнь людей, так и&nbsp;на&nbsp;государственные стратегии в&nbsp;области социальной политики.<br><br></p> Татьяна Владимировна Гаврилюк, Владислав Юрьевич Бочаров ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8035 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300 Государственная занятость американских женщин в 1860–1870 гг. https://jsps.hse.ru/article/view/8036 <p><strong>Илья Анатольевич Соков</strong> – к. и.н., доцент, старший научный сотрудник, кафедра международных отношений, политологии и&nbsp;регионоведения, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия. Электронная почта: <em>sokov@volsu.ru</em></p> <p>&nbsp;</p> Илья Анатольевич Соков ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8036 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300 Переход от учебы к работе: специфика женского пути https://jsps.hse.ru/article/view/8037 <p><strong>Анастасия Игоревна Воронкова</strong>&nbsp;– аспирантка, Академическая школа социологических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: <em>Tokaari@mail.ru</em></p> Анастасия Игоревна Воронкова ##submission.copyrightStatement## https://jsps.hse.ru/article/view/8037 Сб, 29 сен 2018 00:00:00 +0300