The Journal of Social Policy Studies https://jsps.hse.ru/ <p style="text-align: justify;"><em><strong>Журнал исследований социальной политики</strong></em>&nbsp; публикует статьи по теории, истории и методологии социальной политики, результаты эмпирических исследований и экспериментов в сфере социальной политики как в России, так и за рубежом, учебно-методические материалы для преподавателей социальной политики как учебной дисциплины; библиографические обзоры и рецензии. К публикации принимаются статьи как на русском, так и на английском языках.<br><br><br></p> <p>&nbsp;</p> ru-RU jsps@hse.ru (Яковлева Виктория) jsps@hse.ru (Яковлева Виктория) Fri, 30 Dec 2022 02:02:30 +0300 OJS 3.1.2.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Контексты инклюзивной политики, практики и культуры https://jsps.hse.ru/article/view/16552 <p>***</p> От редакции Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16552 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300 Стратегии маломобильных групп в пандемию COVID‑19: параметры доверия и солидарности https://jsps.hse.ru/article/view/16551 <p>В&nbsp;статье рассмотрены стратегии маломобильного населения в&nbsp;период пандемии. Развивая накопленный опыт исследований устойчивости уязвимых групп и&nbsp;используя данные опроса маломобильного населения трех российских городов, представлена новая авторская типология стратегий поведения маломобильных групп в&nbsp;зависимости от&nbsp;изменения солидарности и&nbsp;доверия как реакции на&nbsp;пандемию COVID‑19: «стратегия консенсуса», «прогосударственная стратегия», «просоциальная стратегия» и&nbsp;«стратегия автономии». Классификация стратегий поведения по&nbsp;солидарности и&nbsp;доверию образно представляет социальные портреты выделенных кластеров. Явными антагонистами, не&nbsp;только в&nbsp;исходных параметрах, но&nbsp;и&nbsp;связанных с&nbsp;ними паттернах поведения, являются «стратегия консенсуса», основанная на&nbsp;высоком уровне солидарности и&nbsp;доверия, и&nbsp;«стратегия автономии», в&nbsp;основе которой – отсутствие и&nbsp;солидарности, и&nbsp;доверия. Среди маломобильного населения преобладает более успешная с&nbsp;точки зрения уязвимости и&nbsp;способности быстро восстанавливаться в&nbsp;период эпидемий и&nbsp;катастроф «стратегия консенсуса». Преобладание данной стратегии характерно для всех анализируемых маломобильных групп: людей пожилого возраста, испытывающих сложности с&nbsp;передвижением, родителей малолетних детей, но&nbsp;особенно – для людей с&nbsp;ограниченными возможностями здоровья, что связано с&nbsp;повседневным «закаливанием» трудностями, ограничениями и&nbsp;барьерами, которые они испытывают и&nbsp;преодолевают, в&nbsp;результате формируя наиболее успешные с&nbsp;точки зрения устойчивости к&nbsp;различного рода невзгодам паттерны поведения. Представители «стратегии консенсуса» чаще других выступают сторонниками вакцинации, соблюдения введенных ограничений и&nbsp;принятых государством мер и,&nbsp;хотя чаще других болели COVID‑19, переносили его легкой форме. «Стратегия автономии» распространена значительно реже и&nbsp;связана с&nbsp;отрицанием введенных мер и&nbsp;необходимости сбережения своего здоровья, даже несмотря на&nbsp;опыт болезни COVID‑19 в&nbsp;тяжелой форме, которая, к&nbsp;сожалению, наиболее часто встречается среди ковид-­диссидентов из&nbsp;числа маломобильного населения.</p> Валентина Ярская-­Смирнова, Алексей Ручин Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16551 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300 Практики инклюзивного театра в России: анализ смыслов для участников и потенциала для социальных изменений https://jsps.hse.ru/article/view/16553 <p>Театр с&nbsp;участием людей с&nbsp;инвалидностью – инклюзивный театр – нацелен на&nbsp;их социальную интеграцию. В&nbsp;исследовании мы сфокусировались на&nbsp;изучении практик инклюзивного театра с&nbsp;целью анализа их потенциала для социальных изменений и&nbsp;значения этих изменений для актеров и&nbsp;организаторов. Для измерения потенциала социальных изменений или инклюзивного потенциала на&nbsp;основе анализа литературы мы выделили маркеры инклюзии, включающие в&nbsp;себя такие понятия как чувство равенства возможностей, уровень включенности людей с&nbsp;инвалидностью в&nbsp;разные социальные среды, чувство принятия и&nbsp;видимости группы в&nbsp;публичном поле, чувство поддержки в&nbsp;коллективе, изменение идентичности / частичная ее нормализация за&nbsp;счет роста возможностей и&nbsp;социального капитала. Все маркеры распределены на&nbsp;три группы, каждая группа соответствовала уровню изменений, от&nbsp;личного до&nbsp;изменений в&nbsp;обществе в&nbsp;целом. Для изучения практик мы провели 18 интервью с&nbsp;участниками и&nbsp;работниками российских инклюзивных российских театров. В&nbsp;ходе анализа интервью мы регистрировали наличие или отсутствие выделенных маркеров инклюзии (дедуктивно), а&nbsp;также на&nbsp;основании рассказов о&nbsp;практиках реконструировали смыслы, которыми их наделяют участники (индуктивно). Мы сравнили практики в&nbsp;разных типах театров. Для этого выделено три типа инклюзивных театров, реализуемых в&nbsp;России: профессиональный, где наравне с&nbsp;людьми с&nbsp;инвалидностью участвуют профессиональные актеры; партисипативный, где под руководством театрального специалиста принимают участие только люди с&nbsp;инвалидностью; и&nbsp;реабилитационный, где задействованы только люди с&nbsp;инвалидностью с&nbsp;целью дальнейшего восстановления. Данные интервью показывают, что профессиональный инклюзивный театр имеет наибольший инклюзивный потенциал, так как благодаря своим практикам (участие профессиональных актеров наравне с&nbsp;людьми c инвалидностью, регулярные репетиции и&nbsp;публичные выступления с&nbsp;участием СМИ) развивается чувство «включенности / инклюзии» на&nbsp;всех трех социальных уровнях – макро, мезо и&nbsp;микро.</p> Елизавета Полухина, Варвара Дерезовская Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16553 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300 Традиция как инклюзия. Ресурсы социокультурной интеграции в народной культуре https://jsps.hse.ru/article/view/16554 <p>Исследование посвящено инклюзии и&nbsp;ее проявлению в&nbsp;современных контекстах бытования фольклора. В&nbsp;фокусе внимания автора не&nbsp;тольк объединения любителей русского фольклора, но&nbsp;и&nbsp;раскрытие роли элементов традиционной культуры в&nbsp;инклюзии, интеграции или разграничении между группами, восприятие традиционной культуры в&nbsp;контексте современности. Статья показывает ресурсы зарубежного и&nbsp;отечественного опыта обращения к&nbsp;фольклору в&nbsp;целях инклюзии в&nbsp;форматах различных культурных проектов, охватывающих концертную работу, выставки, работу мастерских, веб-сайты, образовательные программы, перформативные жанры, стажировки и&nbsp;фестивали. Несмотря на&nbsp;то, что традиционная культура может запускать механизмы исключения, в&nbsp;ней есть ресурс инклюзивности. Многие формы народного творчества позволяют реализовать потенциал социальной инклюзии и&nbsp;поддерживать активную жизненную позицию людей с&nbsp;инвалидностью и&nbsp;их семей, а&nbsp;также других уязвимых социальных групп. Трудности и&nbsp;возможности поддержания и&nbsp;развития таких форм обсуждаются в&nbsp;статье с&nbsp;опорой на&nbsp;данные интервью с&nbsp;энтузиастами сохранения и&nbsp;бытования традиций. Выявлена созидательная роль представителей социально исключенных групп, а&nbsp;также публичных фольклористов как фасилитаторов и&nbsp;промоутеров таких проектов. Показано, что функции публичной фольклористики, а&nbsp;именно использование знаний о&nbsp;фольклоре для решения проблем в&nbsp;современном обществе начинают реализовываться и&nbsp;в&nbsp;России. Городские любители фольклора продвигают ценности инклюзии в&nbsp;своих сообществах, занимаясь традиционной культурой в&nbsp;городе, приезжают в&nbsp;села и&nbsp;осуществляют культурный обмен, взаимодействуют с&nbsp;сельскими жителями, выступают с&nbsp;фольклорными концертами, проводят фестивали и&nbsp;мастер-­классы. Таким образом происходит интеграция интересов сельских и&nbsp;городских жителей вокруг народной эстетики и&nbsp;ценностей сплочения. При этом, в&nbsp;одних случаях центром взаимодействия становится городская культурная инициатива, а&nbsp;в&nbsp;других – сельские локации, и&nbsp;здесь накапливается новый фольклорный материал, в&nbsp;трансляции которого участвуют и&nbsp;городские акторы. Через призму восприятия традиционной культуры современными фольклористами инклюзия видится возможной, а&nbsp;традиция – полезной для принятия разнообразия и&nbsp;движения к&nbsp;социокультурной интеграции.</p> Ростислав Кононенко Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16554 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300 Моральные обоснования управления (этно)культурным разнообразием в образовательном пространстве https://jsps.hse.ru/article/view/16555 <p>Статья нацелена на&nbsp;анализ моральных ориентиров управления этнокультурным разнообразием в&nbsp;пространстве российской школы, для чего на&nbsp;основе анализа контента учебных книг сопоставляются практики управления разнообразием в&nbsp;зависимости от&nbsp;целевой группы, для которой предназначен учебник. В&nbsp;качестве теоретической рамки используется типология моральных мотивов социальной интеграции. Аналитический потенциал выбранной рамки демонстрируется на&nbsp;примере анализа контента учебников для начальной ступени образования, издававшихся для детей русскоязычного меньшинства в&nbsp;«лимитрофных государствах» (Латвии и&nbsp;Польше) в&nbsp;1920‑е гг. Выбранная рамка, основанная на&nbsp;разделении группоориентированных моральных мотивов на&nbsp;мотивацию социального порядка и&nbsp;социальной справедливости и&nbsp;сфокусированная на&nbsp;отношении к&nbsp;разнообразию, позволяет эксплицировать моральные оценки этнокультурного разнообразия, задействованные в&nbsp;учебных книгах, и&nbsp;способствующие формированию паттернов поддержки соответственно ориентированных программ социальной политики. Демонстрируется, что выбор стратегии управления разнообразием являет собой практику, укорененную в&nbsp;системе ценностных ориентаций и&nbsp;моральных норм. Доказывается, что оценка контекста сообществом, являющимся субъектом конструирования и&nbsp;трансляции новым поколениям стратегических ориентиров и&nbsp;повседневных практик, выступает в&nbsp;качестве основы морального регулирования разнообразия. Если внешняя по&nbsp;отношению к&nbsp;сообществу среда оценивается как дружелюбная, сообщество ориентируется на&nbsp;поддержание внутреннего разнообразия и&nbsp;открытость, предлагая для усвоения и&nbsp;тиражирования модель интеграции, основанную на&nbsp;морали социальной справедливости. В&nbsp;условиях, которые оцениваются как враждебные, угрожающие целостности и&nbsp;жизнеспособности сообщества, транслируемые школой стратегии ориентированы на&nbsp;закрытие и&nbsp;гомогенизацию сообщества, что обеспечивает внутригрупповую сплоченность на&nbsp;основе морали социального порядка и&nbsp;ограничивает возможности интеграции в&nbsp;общество надгруппового уровня. Моральные мотивации регулирования разнообразия выступают в&nbsp;качестве «переходного звена» между государственной национальной политикой и&nbsp;образовательными практиками. На&nbsp;основе анализа контента учебников для начальной («Окружающий мир») и&nbsp;средней школы («Обществознание»), изданных до&nbsp;и&nbsp;после 2014&nbsp;г., утверждается, что характерный для российской педагогики эссенциалистский подход к&nbsp;культуре и&nbsp;этничности, инспирированный ценностью безопасности, заложенной в&nbsp;документы государственной национальной политики, становится воплощением репрессивной морали социального порядка, ориентированной на&nbsp;гомогенизацию общества и&nbsp;ассимиляцию представителей этнокультурных меньшинств.</p> Мария Козлова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16555 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300 Оценка валидности и надежности инструментария многомерного измерения установок по отношению к инклюзивному образованию детей с ООП https://jsps.hse.ru/article/view/16556 <p>Внедрение механизмов инклюзии в&nbsp;образовательный процесс неразрывно связано с&nbsp;социальными и&nbsp;культурными особенностями групп, участвующих в&nbsp;этом процессе. Безусловно ключевая роль здесь принадлежит учителям, однако родители детей, имеющих и&nbsp;не&nbsp;имеющих ограничения, также активно вовлечены в&nbsp;этот процесс и&nbsp;в&nbsp;целом оказывают влияние на&nbsp;его успешность. Исследования отечественной и&nbsp;зарубежной литературы в&nbsp;основном ограничиваются анализом одномерных установок (отрицательное / положительное отношение). Целью этой статьи является обсуждение разработанного в&nbsp;рамках проекта «Инклюзивное образование: стратегии, практики и&nbsp;ресурсы» инструмента измерения социальных установок к&nbsp;инклюзивному образованию у&nbsp;учителей и&nbsp;родителей, оценка его конвергентной конструктной валидности и&nbsp;надежности-­согласованности. Важным отличием представляемой методики является комплексность оценки. Оцениваются все три аспекта установки одновременно: когнитивный, аффективный и&nbsp;поведенческий. По&nbsp;каждому аспекту был подготовлен блок утверждений, и&nbsp;респондентов просили указать степень согласия с&nbsp;ними. Для оценки надежности инструментария использован показатель альфы Кронбаха, для оценки валидности – коэффициент ранговой корреляции Спирмена с&nbsp;прямым вопросом о&nbsp;поддержке инклюзивного образования. В&nbsp;результате анализа выделен набор компонент, отражающий разные измерения установок по&nbsp;отношению к&nbsp;инклюзивному образованию. Данные компоненты воспроизводятся во&nbsp;всех трех исследованных группах, характеризуются высокими показателями альфы Кронбаха (надежность) и&nbsp;теоретически согласованным направлением коэффициента ранговой корреляции Спирмена (валидность).</p> Даниил Лебедев, Алексей Воронков Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16556 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300 Почему дети с инвалидностью не продолжают обучение в системе профессионального образования? https://jsps.hse.ru/article/view/16557 <p>В&nbsp;статье рассматриваются проблемы вовлеченности детей с&nbsp;инвалиднос­тью в&nbsp;систему профессионального образования. На&nbsp;основе результатов авторского социологического опроса в&nbsp;Ростовской области делаются выводы о&nbsp;специфике профессионально-­образовательной мотивации и&nbsp;потребностях, выявляется и&nbsp;анализируется комплекс социально-­экономических и&nbsp;социально-­психологических проблем, порождающих неравенство в&nbsp;доступе к&nbsp;образовательным ресурсам детей с&nbsp;инвалиднос­тью. В&nbsp;работе анализируются институциональные факторы, способствующие в&nbsp;условиях неравенства экономических, социальных и&nbsp;образовательных возможностей, формированию таких поведенческих стратегий детей с&nbsp;инвалидностью, которые снижают их конкурентоспособность на&nbsp;рынке труда и,&nbsp;таким образом, препятствуют восходящей мобильности данной социальной группы. По&nbsp;результатам множественного регрессионного анализа обнаруживается, что нарушение интеллекта и&nbsp;речи является наиболее весомым фактором среди всех видов ограничений здоровья, снижающих вероятность получения высшего образования. Зафиксирован статистически значимый эффект места проживания, который выражается в&nbsp;том, что школьники с&nbsp;инвалидностью из&nbsp;сельской местности по&nbsp;сравнению с&nbsp;их городскими сверстниками имеют меньше шансов на&nbsp;получение высшего образования. Наиболее значимыми причинами выбора будущей профессии, по&nbsp;которым школьники с&nbsp;инвалидностью стремятся в&nbsp;вузы, оказались не&nbsp;только востребованность профессии на&nbsp;рынке труда и&nbsp;ее доходность, но&nbsp;и&nbsp;факторы, касающиеся личностной мотивации к&nbsp;обучению и&nbsp;достижению (соответствие интересам и&nbsp;увлечениям, возможность саморазвития и&nbsp;самосовершенствования). Делается вывод о&nbsp;необходимости совершенствования социальной политики по&nbsp;внедрению инклюзивного образования и&nbsp;предлагаются варианты решения данной проблемы посредством трансформаций институциального характера и&nbsp;учета таких факторов, как спрос на&nbsp;образование и&nbsp;потребность в&nbsp;приобретении профессиональных навыков, актуальных для рынка труда. В&nbsp;статье проблематизируется необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов профессионального образования детей с&nbsp;инвалидностью (агенты и&nbsp;институты, в&nbsp;числе которых сам ребенок, его семья, работодатели, формальные и&nbsp;неформальные образовательные институты, общественные организации и&nbsp;др.) посредством организации социального партнерства, которое может рассматриваться как метод решения проблемы социально-­профессиональной инклюзии детей с&nbsp;инвалидностью.</p> Карен Аванесян, Маргарита Астоянц , Лариса Тарасенко , Виктория Рыжова, Людмила Дикая , Марина Боровская Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16557 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300 Эффективность административных данных для оценки качества работы Центров социального обслуживания https://jsps.hse.ru/article/view/16558 <p>Латвия, как и другие страны мира, сталкивается с проблемами стареющего населения. С увеличением доли пожилых, растет спрос на услуги долгосрочного социального ухода. Латвийская политика в области социальной защиты и рынка труда на 2021-2027 годы предусматривает совершенствование программ мониторинга качества и оценки эффективности социальных услуг. Используя общедоступные административные данные центров социального обслуживания (ЦСО), авторы оценивают качество работы 67&nbsp; ЦСО в период с 2011 по 2017 гг. и техническую эффективность (TE) 64 ЦСО в 2017г . А также исследуют вопрос возможности использования административных данных&nbsp; для оценки качества медицинской помощи в SCC и TE SCC. Авторы приходят к выводу, что анализ административных данных не позволяет определить качество SCC, поскольку они не содержат предикторов процесса оказания медицинской помощи. Административные данные SCC могут быть использованы при оценке TE SCC, где, в зависимости от применяемого метода, поставленных целей и задач, полученные результаты могут быть использованы для определения эффективности SCC местного самоуправления и улучшения экономической деятельности. Обращается внимание на необходимость внедрения единых показателей качества (QI) процесса оказания медицинской помощи в SCCS Латвии. Это обеспечило бы возможность контроля качества медицинской помощи в SCCS и прозрачность процесса оказания медицинской помощи. Кроме того, QI может быть использован в качестве компонента при оценке эффективности SCCS. Авторы признают, что необходимы дальнейшие исследования, связанные с оценкой качества и эффективности SCC в Латвии.</p> Эдгарс Шталс, Жанна Цауркубуле , Рита Константе Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16558 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300 Проблемы размещения уличных торговцев в Бандунге, Индонезия https://jsps.hse.ru/article/view/16560 <p>Организация размещения уличных торговцев в индонезийских городах еще не имеет идеальной модели, которая могла бы&nbsp; применятся по всей стране. В настоящее время успешные программы размещения уличных торговцев в одном городе, в других городах оказываются неэффективными. В статье представлен анализ программ надзора за уличными торговцами улиц Мердек и Чихампелас в Бандунге, Индонезия. Для анализа использовались такие факторы, как воздействие, партнерство, устойчивость, лидерство, права и возможности сообщества, инновации в местном контексте и возможность их трансляции. Для сбора данных использован опрос уличных торговцев (50) и членов местного сообщества (50). Анализ данных показал, что уличные торговцы считают, что регулирование и бюрократизация уменьшают их бизнес возможности, и они предпочитают использовать&nbsp; неформальные практики. Политика регулирования не предусматривает устойчивое развитие бизнеса, долгосрочная дорожная карта не разрабатывалась . Более того, уличные торговцы не были вовлечены в планирование, действия и последующие этапы организации, что вызвало негодование, неудовлетворенность и недоверие среди граждан. Мы приходим к выводу, что принятие решений по организации уличной торговли должно выходить за рамки анализа затрат и выгод от прибыли уличных торговцев. Программы размещения должны включать весь спектр социальных и экономическихфакторов, учитывать мнения как уличных торговцев, так и местного сообщества.&nbsp; &nbsp;</p> Рина Хермавати, Каролина Паскарина, Нунунг Руниавати Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16560 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300 Недоступная доступная среда: анализ состояния инклюзивного образования в зарубежных вузах https://jsps.hse.ru/article/view/16561 <p>Доля людей с&nbsp;ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляет около 15 % от&nbsp;общего населения, что делает инвалидов самым многочисленным меньшинством в&nbsp;мире. Однако их охват системой высшего образования продолжает оставаться чрезвычайно низким. В&nbsp;ЕС от&nbsp;24 % людей с&nbsp;инвалидностью имеют высшее образования, против 36 % без инвалидности, в&nbsp;Индии эта доля составляет только 0,63 % от&nbsp;общего числа студентов вузов. На&nbsp;основе анализа статистических данных, законодательных актов, регулирующих взаимодействие вузов с&nbsp;сот­рудниками-­инвалидами и&nbsp;СОВЗ, вузовских документов, отчетов специализированных служб, судебных кейсов, материалов академических и&nbsp;ведомственных изданий рассматриваются стратегии и&nbsp;практики по&nbsp;обеспечению доступности образования студентам с&nbsp;инвалидностью, выделяются проблемы. Представлены кейсы США, имеющих один из&nbsp;самых высоких показателей в&nbsp;мире соотношения количества студентов-­инвалидов, и&nbsp;Франции, имеющей существенно меньшую долю СОВЗ, но&nbsp;располагающей развитыми институциальными механизмами обеспечения их прав. Анализируются примеры Университетов Тулейн (Новый Орлеан), Бордо и&nbsp;Эколь Политекник, представляющих как разные типы вузов, так и&nbsp;различающиеся политики во&nbsp;отношении СОВЗ. Общим для Франции и&nbsp;США является то, что инвалидность воспринимается дифференцированно, в&nbsp;зависимости от&nbsp;того с&nbsp;каким типом мы имеем дело. Общество признает легитимными требования о&nbsp;помощи со&nbsp;стороны лиц с&nbsp;видимой инвалидностью, но&nbsp;относится с&nbsp;недоверием к&nbsp;инвалидам с&nbsp;психическими заболеваниями, явные внешние проявления инвалидности у&nbsp;которых отсутствуют. В&nbsp;статье делаются выводы о&nbsp;заметных расхождениях в&nbsp;соблюдении прав инвалидов между Францией и&nbsp;США как на&nbsp;уровне механизмов и&nbsp;практик, так и&nbsp;на&nbsp;уровне результатов, в&nbsp;частности, представленности СОВЗ в&nbsp;вузах.</p> Мишель Дебренн , Артём Рыкун, Елена Сухушина, Ольга Мин Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16561 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300 Биоэтика и этика концептов вокруг движения за права инвалидов https://jsps.hse.ru/article/view/16562 <p>В&nbsp;статье дан обзор этики концептов как одного из&nbsp;вариантов пересмотра текущих способов употребления «выразительных средств языка». Этика концептов, и&nbsp;близкое к&nbsp;ней направление концептуального инжиниринга, являются частью амелиоративистских течений, направленных на&nbsp;разработку нормативных установок в&nbsp;экспертных сообществах, а&nbsp;также улучшение социальных структур и&nbsp;взаимодействий. Понятия, используемые для обозначения социальных практик, в&nbsp;частности инвалидности рассматриваются не&nbsp;только как способы именования вещей и&nbsp;событий, а&nbsp;как точки приложения усилий, направленных на&nbsp;улучшение этих практик. В&nbsp;статье этика концептов размежевывается с&nbsp;моральной философией, а&nbsp;термин «этика» используется достаточно широко – для того, чтобы включить в&nbsp;себя и&nbsp;проблемы долженствования, и&nbsp;проблемы оценки действий и&nbsp;последствий. При этом этика концептов оценивает применимость понятий с&nbsp;ценностных позиций. В&nbsp;этой связи некоторые авторы считают ее первым этапом концептуального инжиниринга. Другой его составляющей является концептуальный активизм, цель которого состоит прежде всего во&nbsp;внедрении новых понятий в&nbsp;коммуникативные практики или в&nbsp;постепенном улучшении имеющихся понятий. На&nbsp;примере изменений концепта «инвалидность» (disability) демонстрируются различия между этикой концептов и&nbsp;концептуальным активизмом. Показано, что предлагаемые борцами за&nbsp;права людей с&nbsp;ограниченными возможностями изменения этого понятия подвергались постоянной этической оценке в&nbsp;рамках биоэтических дискуссий. Тем самым в&nbsp;рамках биоэтики произошло формирование рамок таких изменений, были выработаны формы сочетания или перевода немедицинских и&nbsp;медицинских моделей «инвалидности». Социальное значение биоэтики, нейроэтики, цифровой и&nbsp;техноэтики не&nbsp;ограничивается регулированием процессов разработки новых технологий и&nbsp;мониторингом распространения связанных с&nbsp;ними социальных практик. Эти междисциплинарные области оказываются своеобразными испытательными полигонами понятий, в&nbsp;которых вырабатываются формы согласования их значений, а&nbsp;значит происходит координация активности государственных и&nbsp;общественных институтов, и&nbsp;отдельных социальных групп.</p> Алексей Антипов, Сергей Шевченко Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16562 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300 Режимы всеобщего благосостояния в развивающихся странах https://jsps.hse.ru/article/view/16563 <p>В&nbsp;статье проанализированы современные теоретические и&nbsp;эмпирические подходы к&nbsp;выделению режимов всеобщего благосостояния в&nbsp;развивающихся странах. За&nbsp;последние десятилетия наиболее значимый вклад в&nbsp;этой области внесли Я. Холлидей, Я. Гоф, Н. Рудра, С. Хаггард и&nbsp;Р. Кауфман. Интерес к&nbsp;изучению социальных государств в&nbsp;развивающихся странах и&nbsp;их типологизации возник из-за отсутствия ожидаемой конвергенции между ними и&nbsp;режимами всеобщего благосостояния в&nbsp;странах ОЭСР. Выделенный в&nbsp;Восточной Азии тип режима всеобщего благосостояния с&nbsp;характерным для него инвестиционным подходом к&nbsp;государственным социальным расходам был назван «продуктивистским» (Holliday 2000). По&nbsp;мере расширения социальных программ в&nbsp;регионе в&nbsp;ответ на&nbsp;серию кризисов 1997 и&nbsp;2008&nbsp;гг. этот режим трансформировался, и&nbsp;в&nbsp;отдельных странах все&nbsp;же приобрел сходства с&nbsp;либеральным режимом Эспинг-­Андерсена. Антиподом «продуктивистскому» режиму стал чрезмерно щедрый «протективный» (Rudra 2004) с&nbsp;уровнем социальных расходов, превышающим потенциал роста соответствующих национальных экономик. Была установлена связь между различными стратегиями догоняющего развития (экспорто-­ориентированная и&nbsp;импортозамещающая индустриализации) и&nbsp;типами социальных режимов («продуктивистский» и&nbsp;«протективный» режим, соответственно), а&nbsp;также их воздействием на&nbsp;демографию и&nbsp;социально-­экономическое развитие. Помимо протосоциальных государств среди развивающихся стран также выделяются кластеры «режимов с&nbsp;неформальным страхованием» и&nbsp;«режимов без социального страхования» с&nbsp;низкой социальной защищенностью, где основную социальную функцию выполняет расширенная семья, включая отправку денег мигрантами на&nbsp;родину, патрон-­клиентские сети, а&nbsp;также рынок, включая международные НКО. Последующие поколения исследователей, испытавшие влияние указанных авторов, уточняют состав кластеров и&nbsp;принципы кластеризации социальных режимов в&nbsp;развивающихся странах, а&nbsp;также выделяют промежуточные кластеры и&nbsp;подкластеры и&nbsp;изучают их более пристально.</p> Дмитрий Карасев Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16563 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300 Осознание различий: концепция культурного гражданства в социальных науках https://jsps.hse.ru/article/view/16564 <p>***</p> Татьяна Власова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/16564 Thu, 29 Dec 2022 00:00:00 +0300