The Journal of Social Policy Studies https://jsps.hse.ru/ <p style="text-align: justify;"><em><strong>Журнал исследований социальной политики</strong></em>&nbsp; публикует статьи по теории, истории и методологии социальной политики, результаты эмпирических исследований и экспериментов в сфере социальной политики как в России, так и за рубежом, учебно-методические материалы для преподавателей социальной политики как учебной дисциплины; библиографические обзоры и рецензии. К публикации принимаются статьи как на русском, так и на английском языках.<br><br><br></p> <p>&nbsp;</p> ru-RU jsps@hse.ru (Яковлева Виктория) jsps@hse.ru (Яковлева Виктория) Пт, 27 сен 2019 22:14:10 +0300 OJS 3.1.2.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Тотальные институты в России https://jsps.hse.ru/article/view/10622 <p><strong>Тимур Юрьевич Бочаров</strong> – магистр социологии (Европейский университет СПб), магистр права (Манчестерский университет), аспирант (Кентский университет), научный сотрудник Института проблем правоприменения ЕУ СПб, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: <em>tbocharov@eu.spb.ru</em></p> <p>***</p> <p>&nbsp;</p> Тимур Бочаров Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10622 Чт, 26 сен 2019 00:00:00 +0300 О «непутевых черничках» и «птичках небесных»: парадокс монастырской тотальности https://jsps.hse.ru/article/view/10626 <p><strong>Ксения Сергеевна Медведева</strong> – магистр социологии, аспирантка, Свободный университет Берлина, Германия. Электронная почта: <em>medvedeva@gsnas.fu-berlin.de</em></p> <p>В статье рассматривается специфика устройства современных православных монастырей в России. В частности, анализируются дихотомия «мир – монастырь» и разделение внешнего и внутреннего порядка. Для анализа использованы материалы, находящиеся в открытом доступе (вебсайты церковных организаций), а также полевые материалы, собранные автором в ходе включенного наблюдения и неструктурированных интервью с 2012 по 2016 гг. в женских православных монастырях. Автор делает вывод о том, что несмотря на дихотомию «мир – монастырь», которая проходит как в реальном, так и в виртуальном пространстве, современные<br>российские монастыри скорее не «убежища от мира», как полагал Эрвин Гоффман, а прибежища для него. Дихотомия «мир – монастырь» поддерживается пространственной организацией монастыря, его писаными и негласными правилами, которые, впрочем, могут нарушаться с обеих сторон. Монастырский порядок регулируется внешними и внутренними механизмами. К внешним инструментам можно отнести церковные документы, с которыми насельники обычно знакомы плохо, правила и нормы<br>поведения, усваиваемые в процессе социализации в монастыре. Знание устава предполагает не знакомство с конкретным текстом, а скорее успешную социализацию, усвоение принятых в данном сообществе норм и правил поведения, которые могут быть не зафиксированы в письменных документах. Кроме этого, внешне монастырская жизнь регулируется особым распорядком, который может различаться в разных обителях, но служит одной цели – при внешнем однообразии создать условия для внутренней жизни. Внешние механизмы поддержания порядка необходимы, но недостаточны: порядок в том числе зависит от главного в монастыре – «внутренней жизни», самодисциплины самих насельников и реализации ими своей свободы. Кажущаяся несвобода в виде внешней регуляции, которую обеспечивает монастырь, парадоксальным образом конституирует свободу внутренней жизни его насельников. Особые условия и акцент на внутренней жизни являются парадоксом монастырской тотальности и отличают монастырь от других тотальных институтов.</p> Ксения Медведева Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10626 Пт, 27 сен 2019 00:00:00 +0300 «Неуместная» гуманность: как работают врачи в пенитенциарной системе России https://jsps.hse.ru/article/view/10627 <p><strong>Ксения Александровна Рунова</strong> – младший специалист-исследователь, Институт проблем правоприменения, Европейский Университет в Санкт-Петербурге; Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: <em>krunova@eu.spb.ru</em></p> <p>В связи с тем, что Россия в последние годы занимается реализацией международных стандартов обслуживания заключенных, остро встает вопрос о качестве здравоохранения в местах их принудительного содержания. В статье описываются и анализируются особенности профессиональной идентичности медицинских работников в уголовно-исполнительной системе России. Положение врачей в формальной и неформальной организационной структуре рассматривается через призму концепции профессиональной автономии Элиота Фрейдсона и понятия тотального института Эрвина Гоффмана. Эмпирическим материалом являются 24<br>полуструктурированных интервью с медицинскими работниками, сотрудниками различных служб ФСИН РФ, бывшими осужденными, правозащитниками. Важным для понимания положения и идентичности врача в пенитенциарной системе является организационный фактор. Медицинские работники во ФСИН подчиняются не Министерству здравоохранения, а Министерству юстиции. Несмотря на это с 2014 г. врачи исправительной системы формально не подчиняются администрации исправительного учреждения, но на практике автономизации их профессии не произошло. В статье сделан вывод, что профессиональная идентичность врачей «разбавляется» ведомственной идентичностью и приобретает новые очертания, которые характеризуются смещением лояльности от пациента в сторону тотального института. Профессиональная автономия врача ограничена за счет невозможности самостоятельно принимать решения, относящиеся к профессиональной компетенции, а также невозможности следовать основным нормам профессионального этического кодекса. К таким нормам относится, в частности, врачебная тайна. Из-за того, что в пенитенциарных учреждениях медицинское обслуживание является менее значимой функцией по сравнению с режимной, врач может заниматься профессиональной деятельностью только через систему «взаимных уступок» с режимными сотрудниками и администрацией мест лишения свободы. Давление на медицинских работников и антитерапевтические действия в отношении заключенных со стороны режимных сотрудников врачи уравновешивают с помощью апелляции к своим исключительным и необходимым пенитенциарной системе профессиональным компетенциям. Эти и другие условия трансформируют отношения врач-пациент, создавая дополнительную дистанцию между ними.</p> Ксения Рунова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10627 Пт, 27 сен 2019 00:00:00 +0300 Правила, время и насилие в казарме: логика тотального института в переходный период https://jsps.hse.ru/article/view/10628 <p><strong>Тимур Юрьевич Бочаров</strong> – магистр социологии (Европейский университет СПб), магистр права (Манчестерский университет), аспирант (Кентский университет), научный сотрудник Института проблем правоприменения ЕУ СПб, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: <em>tbocharov@eu.spb.ru</em></p> <p>В статье анализируется повседневная жизнь российской армии. В рамках теории тотальных институтов Эрвина Гоффмана обычно выделяют такие признаки социального порядка в армии как дихотомия формальных и неформальных правил, особая организация времени, высокий уровень насилия. В отличие от подобных исследований в статье рассматриваются правила, время и насилие не как внешне заданные характеристики, а как результат языковых практик и интерпретаций самих обитателей казармы. Подобная динамичная перспектива помогает понять, почему феномен дедовщины сохраняется в армии, несмотря на изменения институциальной среды. В частности, в исследовании показывается неразрывная связь формальных правил устава и неформальных правил дедовщины, которые в определенных ситуациях являются сторонами одной медали. Особое внимание уделяется тому, как изменение военной формы способствует выстраиванию символических границ и воспроизводству статусной иерархии в армии. Далее описываются социальные практики солдат, которые позволяют материализовывать время и делать его властным ресурсом. С переходом с двухлетнего на однолетний срок службы эти практики претерпели изменения, но продолжают сохранять свое значение. Наконец, предлагается ответ на вопрос, почему многие действия, однозначно воспринимаемые во внешнем мире как насильственные, не видятся таковыми в армии. Кроме того, анализируется роль в трансформации казарменного насилия видеокамеры смартфона, постепенно становящейся атрибутом армейской жизни. В частности, показано как факт видеосъемки зачастую определяет происходящее. В основу исследования легли наблюдения автора в период прохождения срочной службы, рассказы знакомых и случайных собеседников об этом, материалы армейских форумов. Для лучшего понимания специфики российской дедовщины<br>предлагаются кросс-культурные сравнения с внешне схожим французским феноменом <em>bizutage</em> периода призывной службы.</p> Тимур Бочаров Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10628 Пт, 27 сен 2019 00:00:00 +0300 Между теологией и заботой: обзор исследований больничного служения https://jsps.hse.ru/article/view/10629 <p><strong>Наталья Викторовна Конрой</strong> – к. и.н., научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: <em>nconroy@hse.ru</em></p> <p>В статье рассматриваются основные этапы развития и проблемы, обсуждаемые в рамках исследовательского направления, которое возникло во второй половине ХХ в. в результате практического осмысления опыта неприходского служения христианских церквей в различных светских институтах и получило в англоязычной традиции название капелланских исследований. Современные капелланские исследования объединяют практиков из различных секторов, представителей академической науки и тех, кто совмещает академическую и капелланскую карьеры. Другими отличительными особенностями направления являются доминирование<br>исследований, выполненных в англоязычных странах, неравномерность изученности отдельных секторов и аналогов секторального служения, появляющихся вне христианских конфессий. В силу роста общественной значимости сферы здравоохранения в послевоенный период, наиболее изученным оказался опыт неприходского служения в больницах; к нему неизменно обращаются все работающие в поле капелланских исследований. В статье показывается, как периферийная для организованной религии работа священников в больницах и госпиталях была профессионализирована и переформулирована в терминах оказания универсальной духовной и пасторской помощи пациентам, их близким и медицинскому персоналу вне зависимости от религиозной принадлежности<br>и вероисповедания, и вместе с профессионализацией подверглась трансформирующему воздействию неолиберальных реформ самих<br>институтов. Объясняется, почему в условиях религиозной дедифференциации усиливается маргинанализация больничных капелланов<br>по отношению к организованной религии. Эта маргинализация становится, с одной стороны, важным ресурсом христианских церквей и открывает им доступ к невоцерковленному большинству. С другой стороны, она формирует нового, рефлексивного священника-исследователя, для которого особое значение приобретают специализация на работе с определенной категорией пациентов, сочетание пасторской работы с консультированием и решением индивидуальных проблем, владение техниками слушания и наблюдения, расширение методологического инструментария и публикация исследовательских результатов.</p> Наталья Конрой Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10629 Пт, 27 сен 2019 00:00:00 +0300 Ходатайство председателя суда как фактор успеха отбора в судьи квалификационными коллегиями https://jsps.hse.ru/article/view/10630 <p><strong>Арина Викторовна Дмитриева</strong> – магистр социологии, LLM, научный сотрудник, Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: <em>admitrieva@eu.spb.ru</em></p> <p>В статье исследуется организация процесса отбора и назначений судей в России. Обсуждаются его основные институциальные механизмы, установившиеся после реформ 1990-х гг. Во-первых, анализируется организация работы квалификационных коллегий судей, а также роль председателей судов в формировании судейского корпуса. Во-вторых, изучаются особенности профессиональной модели отбора судей, основанной на меритократических принципах выбора наиболее квалифицированных юристов, и бюрократической модели, в которой карьера судьи выстраивается непосредственно после окончания вуза. Эмпирический анализ базируется на исследовании 957 биографий кандидатов в судьи, опубликованных на портале квалификационной коллегии в 2014–2015 гг. Анализ биографий показывает, что кандидаты в судьи преимущественно женщины, 70 % кандидатов получали юридический опыт в аппарате суда. Для моделирования результатов назначения на должность в статье используется логистический регрессионный анализ. Результаты анализа выявили несколько закономерностей. Первое – в отборе на должность судьи определенную роль играют меритократические факторы, в частности, небольшое преимущество получают кандидаты с хорошим юридическим образованием. Второе – анализ показывает, что безусловный приоритет в отборе отдается кандидатам, получившим опыт работы в государственном секторе (в аппарате судов, прокуратуре и органах госуправления). Напротив, те, кто работали юристами в бизнес-организациях или адвокатуре, реже получают рекомендации квалификационных коллегий. Наконец, ключевую роль в отборе судей играют председатели судов. Ходатайство председателя суда повышает шансы кандидата получить рекомендацию на должность в 1,5 раза. Это оказывает<br>существенное влияние на структуру судейского корпуса, формирует профессиональную бюрократическую культуру и снижает независимость судебной власти.</p> Арина Дмитриева Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10630 Пт, 27 сен 2019 00:00:00 +0300 Инклюзия и селективность в католических школах в Польше https://jsps.hse.ru/article/view/10631 <p><strong>Татьяна Анатольевна Власова</strong> – к.философ.н., доцент, доцент кафедры социологии, Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия. Электронная почта: <em>tavlasova@yandex.ru</em></p> <p>Постсоциалистические трансформации сферы образования в странах Центральной и Восточной Европы имели различный характер. Если в России большинство учреждений среднего образования являются государственными, то в Польше начал формироваться сегмент частных школ. Негосударственные учебные заведения ориентированы на индивидуальные стратегии обучения. Наиболее типична такая стратегия для католических школ. Цель настоящей статьи – оценить инклюзивный потенциал польских католических школ. Материалы качественного социологического исследования, основанного на серии полуструктурированных интервью c директорами и учителями католических школ, позволяют описать как процедуры отбора учеников, так и способы интеграции нетипичных детей. В статье рассматриваются два аспекта, связанные с доступностью образовательных учреждений: прием учеников в школу и интеграция детей с трудностями в обучении, имеющих ограничения по здоровью. Результаты исследования демонстрируют, что высокие показатели качества обучения, благодаря которому многие католические школы попадают в рейтинг лучших учебных заведений<br>Польши, достигаются за счет использования инструментов отбора учеников. Родительская плата за обучение определяет круг семей со средним уровнем доходов. Другим критерием при зачислении являются показатели индивидуальных успехов учеников, которые также рассматриваются как результат усилий родителей и социального окружения. Различные инструменты отбора учеников применяются в крупных центральных школах, которые предлагают востребованные образовательные программы, а также располагают возможностями для привлечения квалифицированных педагогов и организации дополнительных учебных и внеучебных занятий. Небольшие школы в районах и пригородах Варшавы по организационным принципам не отличаются от государственных учебных заведений.<br>Единственным механизмом, с помощью которого администрация школ может влиять на контингент учеников, является родительская плата за обучение. В то же время политика таких образовательных учреждений предусматривает создание принимающей среды для учеников, требующих индивидуального подхода. Идеология католических школ предполагает поддержку принципов инклюзивного образования. Тем не менее основные ресурсы образовательных учреждений направлены на достижение высоких образовательных результатов, а принципы инклюзии имеют вторичное значение.</p> Татьяна Власова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10631 Пт, 27 сен 2019 00:00:00 +0300 «Путевка в жизнь» для «трудных» подростков? Возможные сценарии (ре)интеграции в специальных учреждениях https://jsps.hse.ru/article/view/10632 <p><strong>Ирина Викторовна Лисовская</strong> – к. с.н., научный сотрудник Центра молодежных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, Россия. Электронная почта: <em>ilisovskaya@hse.ru</em></p> <p>Тема статьи затрагивает проблему реинтеграции подростков, находящихся в конфликте с законом. Они обучаются в специальных учреждениях открытого и закрытого типов, использующих социально-поддерживающий подход в отношении своих воспитанников. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа работают, опираясь на законодательство, слабо разграничивающее деятельность учреждений открытого и закрытого типа. Имеют различный институциональный дизайн (разные режимы дня и внутренний распорядок в учреждениях, учебные программы, оснащение учебного заведения и территории). Кроме того, они<br>представлены далеко не в каждом регионе, поэтому их функции по воспитанию и обучению подростков в конфликте с законом берут на себя другие образовательные учреждения, например, школы с адаптированными программами для детей и подростков с задержкой психического развития. Учреждения, в которых воспитываются и обучаются подростки в конфликте с законом реализуют ряд выездных программ, направленных на реинтеграцию подростков. Под реинтеграцией понимается кардинальная смена социальной среды и выстраивание стратегий приспособления к изменениям. Иными словами, специальные учреждения призваны помочь подростку выйти из-под влияния криминальных субкультур и включиться в повседневную жизнь. Поскольку деятельность учреждений<br>различается по многим параметрам, формируется несколько вариативных сценариев реинтеграции. В статье рассматриваются сценарии реинтеграции подростков на примере специальных учреждений в разных регионах. Что обуславливает разные сценарии? Для ответа на этот вопрос применяется сценарный подход, который позволяет выявить ключевые сценарии, показывающие различия условий и практик в специальных учреждениях. Также используется стратегия кейс-стади. Отобрано три учреждения: два специальных учебно-воспитательных учреждения открытого типа (школа и училище) и одна школа, реализующая адаптированные программы. В исследовании применялись полуструктурированные интервью с воспитанниками 13–17 лет (n=21) и работниками учреждений<br>(n=9), наблюдение. В результате выделяется три возможных сценария реинтеграции: сценарий, в котором нет реинтеграции, хаотичная реинтеграция, реинтеграция в производственные и иные городские сообщества. Различный институциальный дизайн учреждений, коммуникации подростков с педагогами и контроль в отношении подростков конструируют сценарии реинтеграции.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> Ирина Лисовская Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10632 Пт, 27 сен 2019 00:00:00 +0300 Взгляд пациента на организацию ухода в российских роддомах https://jsps.hse.ru/article/view/10633 <p><strong>Екатерина Александровна Бороздина&nbsp;</strong> – к.с.н., доцент, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Россия. Электронная почта: <em>eborozdina@eu.spb.ru</em></p> <p><strong>Анастасия Андреевна Новкунская&nbsp;</strong> – аспирант,&nbsp; университет Хельсинки, Финляндия; координатор программы Гендерные исследования, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Россия. Электронная почта: <em>anovkunskaya@eu.spb.ru</em></p> <p>Взаимодействие между различными институциальными логиками - важный предмет для изучения в современных работах об организации здравоохранения. В представленной статье мы рассматриваем, как в контексте реформ постсоветского родовспоможения формируются отношения между профессиональной, бюрократической, рыночной и неформальной логиками. Мы подходим к этому вопросу с перспективы пациента и анализируем, как инситуциальные логики интерпретируются и задействуются клиентками роддомов. Социальные ученые характеризуют пациентов как институциальных акторов, которые участвуют и в поддержании, и в изменении институционального порядка. Тем не менее, большая часть исследований игнорирует точку зрения пациентов, вместо этого сосредотачиваясь на действиях медицинских работников. Чтобы восполнить этот пробел, мы исследуем, как пациентки воспринимают сложную институциальную среду роддома и как ориентируются в ней. В основе работы - данные 59 качественных интервью с недвано родившими матерями. Интервью были проведены в Санкт-Петербурге в 2015-2017 г.г.. Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что институциальная динамика родовспоможения обусловлена главным образом соперничеством двух логик - бюрократической и рыночной. В отличие от врачей, для пациенток бюрократическая логика предстает хаотичной и непредсказуемой. Однако состоятельные клиентки, задействуя рыночную логику, способны справиться с бюрократическими издержками. В других случаях пациентки прибегают к неформальным практикам для того, чтобы преодолеть институциальную неопределенность. Распространенность такой пациентской стратегии позволяет предположить, что неформальность формирует особую четвертую логику, регулирующую взаимодействия в российских роддомах.</p> Екатерина Бороздина, Анастасия Новкунская Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10633 Пт, 27 сен 2019 00:00:00 +0300 Специальные интернаты для людей с инвалидностью в России: тотальность под вопросом https://jsps.hse.ru/article/view/10634 <p><strong>Анна Александровна Клепикова - </strong>к.с.н., научный сотрудник факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, Россия. Электронная почта: <em>aklepikova@eu.spb.ru</em></p> <p>В работе применяется концепция тотального института, разработанная Ирвином Гоффманом, в анализе специальных интернатов для людей с интеллектуальной инвалидностью в современной России. Такие интернаты представляют собой классический объект для изучения в рамках теории тотальных институтов и демонстрируют черты организаций, которые принято относить к данному типу. Среди них можно выделить стесненные условия проживания подопечных, ограниченное личное пространство, регламентация повседневности, жесткая иерархия сообщества, система привилегий и наказаний, используемая в качестве инструмента контроля, эксплуатация бесплатного труда подопечных на благо учреждения. На основании анализа материалов включенного наблюдения в учреждениях и с применением аналитической рамки символического интеракционизма, статья демонстрирует, что на уровне повседневного взаимодействия в психоневрологических интернатных учреждениях, «тотальность» механизмов контроля, властных отношений, процессов унификации, тем не менее, можно поставить под вопрос. Внутренняя жизнь в интернатах, как оказывается, хотя и подчинена жестким официальным правилам и стандартам, но вовсе не ограничивается ими. «Тотальность» скорее проявляется на уровне структурной организации, логики учреждений и характерного для персонала дискурса, чем на уровне повседневного взаимодействия. Одним из факторов, расшатывающих тотальность, становится новое отношение к инвалидности, демонстрируемое волонтерами некоммерческой организации и противостоящее доминирующему патерналистскому подходу. В практике работы с людьми с инвалидностью волонтеры опираются на принципы идеологии нормализации, которая позволяет расширить агентность подопечных. Такая расширенная агентность, в свою очередь, играет важную роль в противостоянии тоталитарному подходу персонала на уровне повседневного взаимодействия.</p> Анна Клепикова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10634 Пт, 27 сен 2019 00:00:00 +0300 Понимание правовой культуры: дискурсивные традиции и объяснительный потенциал https://jsps.hse.ru/article/view/10635 <p><strong>Денис Шедов</strong> – ассистент, факультет права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: <em>den.shedov@gmail.com</em></p> <p>Междисциплинарное понятие правовой культуры имеет множество определений и интерпретаций, которые, с некоторой долей упрощения, можно свести к двум подходам: дескриптивному, описывающему сложившиеся в обществе практики и связи, и к неразрывно связанному с санкционированными государством нормами прескриптивному, наделяющему понятие правовой культуры положительными коннотациями. Указанные подходы понимания правовой культуры имеют различную дискурсивную традицию<br>и объяснительный потенциал. В отечественной правовой науке преобладает прескриптивная традиция использования понятия правовой культуры, практически сводящая ее к правосознанию, а точнее к знанию и пониманию норм позитивного права. При этом в дореволюционный период, а также в эмигрантской юридической среде первой трети двадцатого века встречаются примеры следования дескриптивной традиции использования понятия правовой культуры. Перспективными в рамках этого подхода могут быть исследования правовой культуры основных акторов правоприменения, например, судей, сотрудников полиции и прочих госслужащих. Такие исследования позволяют выяснить уровень и специфику знаний норм официального права и отношения субъектов правоприменения к указанным нормам. В рамках же дескриптивного подхода существует большой потенциал для использования этого понятия в изучении связей права и общества, правоприменительных паттернов, а также сравнительно-правовых исследований. Известны примеры успешного использования результатов подобных исследований правовой культуры для решения конкретных задач в сфере правовой политики. В обзоре описана история создания уголовного кодекса Гренландии и предшествовавшая этому экспедиция исследователей-юристов. Вместе с тем автор обращает внимание на методологическую опасность непоследовательного использования понятия правовой культуры, что может привести к его полному обесцениванию. В настоящем обзоре приведены основные характеристики двух традиций понимания правовой культуры, а также примеры их использования в социальных исследованиях.</p> Денис Шедов Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10635 Пт, 27 сен 2019 00:00:00 +0300 Люди. Забота. Церковь. Кто кому помогает и что из этого получается: социальная работа в православных приходах России https://jsps.hse.ru/article/view/10636 <p><strong>Светлана Викторовна Творогова</strong> – к. с.н., независимый исследователь, Брюссель, Бельгия. Электронная почта: <em>svetlana.tvorogova@gmail.com</em></p> Светлана Творогова Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10636 Пт, 27 сен 2019 00:00:00 +0300 «Бумажное» равноправие https://jsps.hse.ru/article/view/10637 <p><strong>Арсений Максимович Веркеев</strong> – магистр социологии, лаборант, Институт проблем правоприменения, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Россия. Электронная почта: <em>averkeev@eu.spb.ru</em></p> <p>&nbsp;</p> Арсений Веркеев Copyright (c) https://jsps.hse.ru/article/view/10637 Пт, 27 сен 2019 00:00:00 +0300