Оценка валидности и надежности инструментария многомерного измерения установок по отношению к инклюзивному образованию детей с ООП

  • Даниил Лебедев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Алексей Воронков независимый исследователь
Ключевые слова: установки к инклюзивному образованию, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями

Аннотация

Внедрение механизмов инклюзии в образовательный процесс неразрывно связано с социальными и культурными особенностями групп, участвующих в этом процессе. Безусловно ключевая роль здесь принадлежит учителям, однако родители детей, имеющих и не имеющих ограничения, также активно вовлечены в этот процесс и в целом оказывают влияние на его успешность. Исследования отечественной и зарубежной литературы в основном ограничиваются анализом одномерных установок (отрицательное / положительное отношение). Целью этой статьи является обсуждение разработанного в рамках проекта «Инклюзивное образование: стратегии, практики и ресурсы» инструмента измерения социальных установок к инклюзивному образованию у учителей и родителей, оценка его конвергентной конструктной валидности и надежности-­согласованности. Важным отличием представляемой методики является комплексность оценки. Оцениваются все три аспекта установки одновременно: когнитивный, аффективный и поведенческий. По каждому аспекту был подготовлен блок утверждений, и респондентов просили указать степень согласия с ними. Для оценки надежности инструментария использован показатель альфы Кронбаха, для оценки валидности – коэффициент ранговой корреляции Спирмена с прямым вопросом о поддержке инклюзивного образования. В результате анализа выделен набор компонент, отражающий разные измерения установок по отношению к инклюзивному образованию. Данные компоненты воспроизводятся во всех трех исследованных группах, характеризуются высокими показателями альфы Кронбаха (надежность) и теоретически согласованным направлением коэффициента ранговой корреляции Спирмена (валидность).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Даниил Лебедев, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Магистр социологии, аспирант, кафедра анализа социальных институтов; преподаватель, кафедра методов сбора и анализа социологической информации; стажер-­исследователь, Международная лаборатория исследований социальной интеграции, НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Электронная почта: dlebedev@hse.ru

Алексей Воронков, независимый исследователь

Магистр социологии, независимый исследователь, Москва, Россия. Электронная почта: alexeyvoronkov62@gmail.com

Опубликован
2022-12-29
Как цитировать
ЛебедевД., & ВоронковА. (2022). Оценка валидности и надежности инструментария многомерного измерения установок по отношению к инклюзивному образованию детей с ООП. The Journal of Social Policy Studies, 20(4), 607-624. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-4-607-624