Практики инклюзивного театра в России: анализ смыслов для участников и потенциала для социальных изменений
Аннотация
Театр с участием людей с инвалидностью – инклюзивный театр – нацелен на их социальную интеграцию. В исследовании мы сфокусировались на изучении практик инклюзивного театра с целью анализа их потенциала для социальных изменений и значения этих изменений для актеров и организаторов. Для измерения потенциала социальных изменений или инклюзивного потенциала на основе анализа литературы мы выделили маркеры инклюзии, включающие в себя такие понятия как чувство равенства возможностей, уровень включенности людей с инвалидностью в разные социальные среды, чувство принятия и видимости группы в публичном поле, чувство поддержки в коллективе, изменение идентичности / частичная ее нормализация за счет роста возможностей и социального капитала. Все маркеры распределены на три группы, каждая группа соответствовала уровню изменений, от личного до изменений в обществе в целом. Для изучения практик мы провели 18 интервью с участниками и работниками российских инклюзивных российских театров. В ходе анализа интервью мы регистрировали наличие или отсутствие выделенных маркеров инклюзии (дедуктивно), а также на основании рассказов о практиках реконструировали смыслы, которыми их наделяют участники (индуктивно). Мы сравнили практики в разных типах театров. Для этого выделено три типа инклюзивных театров, реализуемых в России: профессиональный, где наравне с людьми с инвалидностью участвуют профессиональные актеры; партисипативный, где под руководством театрального специалиста принимают участие только люди с инвалидностью; и реабилитационный, где задействованы только люди с инвалидностью с целью дальнейшего восстановления. Данные интервью показывают, что профессиональный инклюзивный театр имеет наибольший инклюзивный потенциал, так как благодаря своим практикам (участие профессиональных актеров наравне с людьми c инвалидностью, регулярные репетиции и публичные выступления с участием СМИ) развивается чувство «включенности / инклюзии» на всех трех социальных уровнях – макро, мезо и микро.