Практики инклюзивного театра в России: анализ смыслов для участников и потенциала для социальных изменений

  • Елизавета Полухина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Варвара Дерезовская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: инклюзивный театр, маркеры инклюзии, социальный театр, люди с инвалидностью, социальные изменения

Аннотация

Театр с участием людей с инвалидностью – инклюзивный театр – нацелен на их социальную интеграцию. В исследовании мы сфокусировались на изучении практик инклюзивного театра с целью анализа их потенциала для социальных изменений и значения этих изменений для актеров и организаторов. Для измерения потенциала социальных изменений или инклюзивного потенциала на основе анализа литературы мы выделили маркеры инклюзии, включающие в себя такие понятия как чувство равенства возможностей, уровень включенности людей с инвалидностью в разные социальные среды, чувство принятия и видимости группы в публичном поле, чувство поддержки в коллективе, изменение идентичности / частичная ее нормализация за счет роста возможностей и социального капитала. Все маркеры распределены на три группы, каждая группа соответствовала уровню изменений, от личного до изменений в обществе в целом. Для изучения практик мы провели 18 интервью с участниками и работниками российских инклюзивных российских театров. В ходе анализа интервью мы регистрировали наличие или отсутствие выделенных маркеров инклюзии (дедуктивно), а также на основании рассказов о практиках реконструировали смыслы, которыми их наделяют участники (индуктивно). Мы сравнили практики в разных типах театров. Для этого выделено три типа инклюзивных театров, реализуемых в России: профессиональный, где наравне с людьми с инвалидностью участвуют профессиональные актеры; партисипативный, где под руководством театрального специалиста принимают участие только люди с инвалидностью; и реабилитационный, где задействованы только люди с инвалидностью с целью дальнейшего восстановления. Данные интервью показывают, что профессиональный инклюзивный театр имеет наибольший инклюзивный потенциал, так как благодаря своим практикам (участие профессиональных актеров наравне с людьми c инвалидностью, регулярные репетиции и публичные выступления с участием СМИ) развивается чувство «включенности / инклюзии» на всех трех социальных уровнях – макро, мезо и микро.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Елизавета Полухина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К.социол.н., доцент, департамент социологии, ст. н. с., Международная лаборатория исследований социальной интеграции, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электроннная почта: epolukhina@hse.ru

Варвара Дерезовская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Бакалавриат программы «Социология», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: varvara.derezov@mail.ru

Опубликован
2022-12-29
Как цитировать
ПолухинаЕ., & ДерезовскаяВ. (2022). Практики инклюзивного театра в России: анализ смыслов для участников и потенциала для социальных изменений. The Journal of Social Policy Studies, 20(4), 557-572. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-4-557-572