Интеллектуальная инвалидность и рассказы из жизни: наблюдения над устными нарративами

  • Илья Утехин Европейский университет в Санкт-Петербурге
  • Анна Алтухова  Европейский университет в Санкт-Петербурге
  • Анна Клепикова Европейский университет в Санкт-Петербурге
Ключевые слова: дискурс, устный нарратив, рассказывание историй, интеллектуальная инвалидность

Аннотация

Устные повествования о жизненном опыте молодых людей с «легкой степенью умственной отсталости» и опытом проживания в коррекционных учреждениях закрытого типа собраны в ходе полуструктурированных интервью и в разговорах в рамках полевого исследования, проведенного в небольшом российском городе. Все рассказчики в тот момент участвовали в проекте сопровождаемого проживания, организованного НКО, позволившей участникам покинуть специализированные учреждения. Из-за отсутствия или неадекватности школьного образования большинство информантов близки к функциональной неграмотности. Один из примеров рассказа, проанализированный в статье, принадлежит категории страшных историй из жизни в семье или в учреждении. Рассказчики редко оказываются в ситуации, когда им надо представлять себя перед кем-то извне знакомого круга подопечных проекта и социальных работников, и их рассказы так или иначе уже циркулировали в этом «своем» кругу. Рассмотрены дискурсивные особенности нарративов, представляющих собой часть диалогового взаимодействия. Для этих рассказчиков главным способом рассказывания оказывается театрализованное разыгрывание истории с переводом ее в диалог героев, который цитируется в виде прямой речи. Выявленные особенности отличают устные повествования, не испытавшие на себе воздействия письменной культуры и школьного «развития речи». При рассмотрении рамочных выражений и дискурсных маркеров в рассказах обнаружено, что некоторые типы выражений, обычно передающие отношение рассказчика и демонстрирующие его рефлексию, отсутствуют в рассматриваемом материале. Повествования демонстрируют тяготение рассказчиков к использованию сочинительных связей (вместо подчинительных, выражающих причинные отношения). К сожалению, изложенные в статье наблюдения являются результатом пилотного исследования и не могут претендовать на то, чтобы быть характеристиками рассказывания историй людьми с умственными особенностями, поскольку в ходе данного исследовательского проекта не предполагалось проводить сравнение с аналогичными рассказами других людей с сопоставимым опытом социализации в специализированных учреждениях.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Илья Утехин, Европейский университет в Санкт-Петербурге

​К.ист.н., доцент, факультет антропологии, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Россия. Электронная почта: ilia@eu.spb.ru

Анна Алтухова , Европейский университет в Санкт-Петербурге

Магистр антропологии, научный сотрудник, Институт междисциплинарных медицинских исследований, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Россия. Электронная почта: aaltukhova@eu.spb.ru

Анна Клепикова, Европейский университет в Санкт-Петербурге

К.социол.н., доцент, факультет антропологии, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Россия. Электронная почта: aklepikova@eu.spb.ru

Опубликован
2021-12-29
Как цитировать
УтехинИ. В., Алтухова А. Н., & КлепиковаА. А. (2021). Интеллектуальная инвалидность и рассказы из жизни: наблюдения над устными нарративами. The Journal of Social Policy Studies, 19(4), 619-634. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-4-619-634
Раздел
КОНВЕРСАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИНВАЛИДНОСТИ