«Если ты маленький, ты никому не нужен»: молодые креативные предприниматели Санкт-Петербурга и их отношения с государством

  • Яна Крупец Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Алина Майборода Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Евгения Кузинер Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: молодежь, крафтовые предприниматели, государственная поддержка, креативные кластеры, DIY экономика

Аннотация

В статье рассматривается опыт взаимодействия молодых креативных предпринимателей Санкт-Петербурга с государством и контролирующими органами, их ожидания от государства как участника экономических отношений. Эксперты, изучающие креативные индустрии в России, отмечают необходимость усиления поддержки данного сектора со стороны государства и введения специальных государственных программ для молодых предпринимателей, которые будут включать в себя меры по созданию комфортной среды: грантовые конкурсы, льготные арендные условия, образовательные курсы / платформы для предпринимателей. Однако наш анализ, основанный на 58 качественных интервью с крафтовыми предпринимателями, развивающими свой бизнес в Санкт-Петербурге в 2018–2019 гг., показал, что информанты стремятся сохранять свою автономию и максимизировать дистанцию между своим бизнесом и государством. Тема (не)формальности деятельности молодого предпринимателя в отношениях с государством раскрывается через пересечение нескольких осей координат: «видимости – невидимости», «близости – дистанцированности», «писанных – неписанных правил». Мы также анализируем динамичность в смене позиций (например, от невидимого к видимому и обратно) и степени агентности молодежи (насколько эти отношения оказываются добровольными или вынужденными). Молодые предприниматели рационализируют свое стремление остаться «невидимыми» для государства двумя аргументациями: малым размером и «не серьезностью» своего бизнеса, а также отсутствием «взаимности» со стороны государства. Избегание прямых и регулярных контактов вписывается в разыгрывание двух разных сценариев: (1) сценария «бюрократической некомпетентности» и (2) сценария «автономного экономического агента». Коммуникативные навыки становятся ключевым капиталом, который помогает предпринимателям выжить и развивать свой бизнес в условиях сочетания формальных и неформальных правил. При стремлении к независимости и дистанцированности от государства, также как и при наличии критических установок в отношении работы государственных органов, в интервью подчеркивается значимая роль государства в создании формальных экономических институтов (правил игры) и готовность молодых предпринимателей играть по правилам.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Яна Крупец, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К. социол.н., заместитель директора Центра молодежных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: ykrupets@hse.ru

Алина Майборода, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Мл.н.с., Центр молодежных исследований; аспирант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: amajboroda@hse.ru

Евгения Кузинер, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Стажер-исследователь, Центр молодежных исследований; магистрантка программы «Современный социальный анализ», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: ekuziner@hse.ru

Опубликован
2021-10-02
Как цитировать
КрупецЯ. Н., МайбородаА. В., & КузинерЕ. Н. (2021). «Если ты маленький, ты никому не нужен»: молодые креативные предприниматели Санкт-Петербурга и их отношения с государством. The Journal of Social Policy Studies, 19(3), 405-420. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-3-405-420
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)