Некоммерческая активность молодых предпринимателей Санкт-Петербурга в крафтовой сфере
Аннотация
Некоммерческая активность рассматривается в статье как одна из практик социальной ответственности. Подобные практики, в свою очередь, относятся к гибридным формам социального предпринимательства. Эмпирическую базу исследования составили 58 интервью с молодыми предпринимателями, реализующими бизнес-проекты в крафтовой сфере в Санкт-Петербурге. Их некоммерческая активность реализуется с опорой на доступные малым предпринимателям ресурсы: знания, навыки, помещение, продукт (товар, услуга), деньги. Объем ресурсов органичен, т. к. бизнес молодых предпринимателей в крафтовой сфере ориентирован в большей степени на выживание, чем на прибыль. Несмотря на это, предприниматели включаются в некоммерческую активность и вносят свой вклад в изменение равновесия в образовании, молодежной и предпринимательской культуре, экологии и поддержку нуждающихся. Как показал анализ интервью, молодые предприниматели в крафтовой сфере вкладывают разные смыслы в реализуемые некоммерческие активности в рамках своих бизнес-проектов. Одни делают это для пользы бизнеса, вторым важна личная потребность, третьи ориентированы на создание новых норм бизнеса. Включение в некоммерческие активности «на пользу бизнеса» не относится к практикам социальной ответственности, поскольку от некоммерческой активности ожидается символическая прибыль, конвертируемая в реальную. Некоммерческие активности, в основании которых личная потребность предпринимателя или реализация новых норм бизнеса, рассматриваются как практики социальной ответственности. В первом случае ставка делается только на личную инициативу владельца, который прикладывает усилия, но не требует того же от других. Во втором – ценности индивидуального биографического проекта сливаются с миссией предпринимательского и предполагают изменение норм бизнеса, т. е. другие люди тоже вовлекаются в этот процесс. Трансформация норм бизнеса делает возможным масштабирование предпринимательского проекта и создание новых бизнес-сообществ на основе открытого горизонтального взаимодействия. Практики социальной ответственности молодых предпринимателей, таким образом, меняют устоявшееся равновесие как в выбранной социальной сфере, так и в бизнесе.