Некоммерческая активность молодых предпринимателей Санкт-Петербурга в крафтовой сфере

  • Эльвира Ариф Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Тамара Кузьминова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: молодежь, некоммерческая активность, социальная ответственность, социальное предпринимательство, просьюмеризм

Аннотация

Некоммерческая активность рассматривается в статье как одна из практик социальной ответственности. Подобные практики, в свою очередь, относятся к гибридным формам социального предпринимательства. Эмпирическую базу исследования составили 58 интервью с молодыми предпринимателями, реализующими бизнес-проекты в крафтовой сфере в Санкт-Петербурге. Их некоммерческая активность реализуется с опорой на доступные малым предпринимателям ресурсы: знания, навыки, помещение, продукт (товар, услуга), деньги. Объем ресурсов органичен, т. к. бизнес молодых предпринимателей в крафтовой сфере ориентирован в большей степени на выживание, чем на прибыль. Несмотря на это, предприниматели включаются в некоммерческую активность и вносят свой вклад в изменение равновесия в образовании, молодежной и предпринимательской культуре, экологии и поддержку нуждающихся. Как показал анализ интервью, молодые предприниматели в крафтовой сфере вкладывают разные смыслы в реализуемые некоммерческие активности в рамках своих бизнес-проектов. Одни делают это для пользы бизнеса, вторым важна личная потребность, третьи ориентированы на создание новых норм бизнеса. Включение в некоммерческие активности «на пользу бизнеса» не относится к практикам социальной ответственности, поскольку от некоммерческой активности ожидается символическая прибыль, конвертируемая в реальную. Некоммерческие активности, в основании которых личная потребность предпринимателя или реализация новых норм бизнеса, рассматриваются как практики социальной ответственности. В первом случае ставка делается только на личную инициативу владельца, который прикладывает усилия, но не требует того же от других. Во втором – ценности индивидуального биографического проекта сливаются с миссией предпринимательского и предполагают изменение норм бизнеса, т. е. другие люди тоже вовлекаются в этот процесс. Трансформация норм бизнеса делает возможным масштабирование предпринимательского проекта и создание новых бизнес-сообществ на основе открытого горизонтального взаимодействия. Практики социальной ответственности молодых предпринимателей, таким образом, меняют устоявшееся равновесие как в выбранной социальной сфере, так и в бизнесе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Эльвира Ариф, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Н. с., Центр молодежных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: elvira.arif@yandex.ru

Тамара Кузьминова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Магистрант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: kuzminova1905@gmail.com

Опубликован
2021-03-31
Как цитировать
АрифЭ. М., & КузьминоваТ. А. (2021). Некоммерческая активность молодых предпринимателей Санкт-Петербурга в крафтовой сфере. The Journal of Social Policy Studies, 19(1), 55-68. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-1-55-68