Глухие и слабослышащие студенты в системе инклюзивного высшего образования: возможности и барьеры

  • Мирослав Ясин Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России
Ключевые слова: инклюзивное образование, глухие и слабослышащие люди, потеря слуха, инвалиды, доступность, барьеры

Аннотация

Статья посвящена проблеме доступности высшего образования для инвалидов по слуху – глухих и слабослышащих людей. Показана ситуация с высшим образованием лиц с потерей слуха до введения инклюзивного образования и те изменения, которые произошли после введения закона об инклюзивном образовании. Эмпирическим материалом послужили результаты фокусированных групповых бесед с глухими и слабослышащими, опросов, экспертных интервью с работниками образования и общественных организаций глухих. Материал анализировался в измерении «возможностей и барьеров». До введения инклюзии образовательные возможности были ограничены по количеству принимающих вузов крайне узким набором специальностей и географически – 85 % мест для обучения были сосредоточены в Москве. Ключевым фактором доступности образования для лиц с потерей слуха выступает наличие перевода образовательного процесса на жестовый язык. После введения инклюзии открылись более широкие возможности для поступления абитуриентов-инвалидов, однако на текущий момент совсем небольшое чисто вузов готово обеспечивать перевод на жестовый язык в ходе получения образования. Для образовательного процесса важную роль играет квалификация переводчиков жестового языка и их специализация, но профессиональная подготовка переводчиков находится пока в начальной стадии. Дополнительными барьерами для глухих и слабо­слышащих людей являются: низкий уровень школьной подготовки и отсутствие довузовской подготовки; слабое информирование о наборе инвалидов по слуху в вуз; низкие шансы получить работу по специальности, снижающее мотивацию к обучению; неготовность вузов к работе с глухими и непонимание специфики восприятия такими студентами информации. Названные ограничения несут риск создания «формальной» инклюзии, исключающий инвалидов по слуху из практик получения высшего образования. По истечении шести лет законодательного введения инклюзии, ситуация с получением высшего образования глухими и слабослышащими изменилась незначительно и тяготеет к состоянию до введения инклюзивного законодательства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Мирослав Ясин, Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России

К. с.н., психолог, доцент кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы, Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия. Электронная почта: nadsaw@yandex.ru

Опубликован
2019-12-24
Как цитировать
ЯсинМ. И. (2019). Глухие и слабослышащие студенты в системе инклюзивного высшего образования: возможности и барьеры. The Journal of Social Policy Studies, 17(4), 601-614. https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-4-601-614
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ