Почему дети с инвалидностью не продолжают обучение в системе профессионального образования?

  • Карен Аванесян Южный Федеральный Университет,
  • Маргарита Астоянц Южный Федеральный Университет
  • Лариса Тарасенко Южный Федеральный Университет
  • Виктория Рыжова Южный Федеральный Университет
  • Людмила Дикая Южный Федеральный Университет
  • Марина Боровская Южный Федеральный Университет
Ключевые слова: инвалидность, инклюзия, система образования, рынок труда, равенство возможностей

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы вовлеченности детей с инвалиднос­тью в систему профессионального образования. На основе результатов авторского социологического опроса в Ростовской области делаются выводы о специфике профессионально-­образовательной мотивации и потребностях, выявляется и анализируется комплекс социально-­экономических и социально-­психологических проблем, порождающих неравенство в доступе к образовательным ресурсам детей с инвалиднос­тью. В работе анализируются институциональные факторы, способствующие в условиях неравенства экономических, социальных и образовательных возможностей, формированию таких поведенческих стратегий детей с инвалидностью, которые снижают их конкурентоспособность на рынке труда и, таким образом, препятствуют восходящей мобильности данной социальной группы. По результатам множественного регрессионного анализа обнаруживается, что нарушение интеллекта и речи является наиболее весомым фактором среди всех видов ограничений здоровья, снижающих вероятность получения высшего образования. Зафиксирован статистически значимый эффект места проживания, который выражается в том, что школьники с инвалидностью из сельской местности по сравнению с их городскими сверстниками имеют меньше шансов на получение высшего образования. Наиболее значимыми причинами выбора будущей профессии, по которым школьники с инвалидностью стремятся в вузы, оказались не только востребованность профессии на рынке труда и ее доходность, но и факторы, касающиеся личностной мотивации к обучению и достижению (соответствие интересам и увлечениям, возможность саморазвития и самосовершенствования). Делается вывод о необходимости совершенствования социальной политики по внедрению инклюзивного образования и предлагаются варианты решения данной проблемы посредством трансформаций институциального характера и учета таких факторов, как спрос на образование и потребность в приобретении профессиональных навыков, актуальных для рынка труда. В статье проблематизируется необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов профессионального образования детей с инвалидностью (агенты и институты, в числе которых сам ребенок, его семья, работодатели, формальные и неформальные образовательные институты, общественные организации и др.) посредством организации социального партнерства, которое может рассматриваться как метод решения проблемы социально-­профессиональной инклюзии детей с инвалидностью.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Карен Аванесян, Южный Федеральный Университет,

К.социол.н., в. н. с., Академия психологии и педагогики, Южный Федеральный Университет, Ростов-на­Дону, Россия. Еmail: avanesian@sfedu.ru

Маргарита Астоянц , Южный Федеральный Университет

Д.социол.н., проф., Институт социологии и регионоведения, Южный Федеральный Университет, Ростов-на-­Дону, Россия. Еmail: mastoyanc@sfedu.ru

Лариса Тарасенко , Южный Федеральный Университет

Д.социол.н., проф., Институт социологии и регионоведения, Южный Федеральный Университет, Ростов-на-­Дону, Россия. Еmail: lvtarasenko@sfedu.ru

Виктория Рыжова, Южный Федеральный Университет

Мл. н. с., Академия психологии и педагогики, Южный Федеральный Университет, Ростов-на-­Дону, Россия. Еmail: vryzhova@sfedu.ru

Людмила Дикая , Южный Федеральный Университет

К.психол.н., доцент, Академия психологии и педагогики, Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону, Россия. Еmail: dikaya@sfedu.ru

Марина Боровская, Южный Федеральный Университет

Д.экон.н., проф., президент Южного Федерального Университета, Ростов-на-­Дону, Россия. Еmail: bma@sfedu.ru

Опубликован
2022-12-29
Как цитировать
АванесянК., Астоянц М., Тарасенко Л., РыжоваВ., Дикая Л., & БоровскаяМ. (2022). Почему дети с инвалидностью не продолжают обучение в системе профессионального образования?. The Journal of Social Policy Studies, 20(4), 625-644. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-4-625-644

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)