О смыслах, барьерах и практиках участия детей: размышления над седьмым разделом Национальной стратегии действий в интересах детей

  • Александра Филипова Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
  • Ирина Бухтиярова МГУ имени М. В. Ломоносова
Ключевые слова: права детей, участие, выражение мнения, интересы детей

Аннотация

В России в 2012 г. на законодательном уровне предпринята попытка признания субъектности ребенка. В Национальной стратегии действий в интересах детей, действовавшей в 2012–2017 гг., выделен седьмой раздел, посвященный участию детей в реализации стратегии. Несмотря на шестилетний период существования этого документа, сложно говорить о сложившемся понимании детского участия, его механизмах и практиках при решении как личных, так и общественных вопросов. Поиск смыслов детского участия и барьеров его реализации, связанного с действием вышеописанного документа, является целью настоящей статьи. Для анализа отобран массив, включающий десять экспертных интервью, десять научных публикаций и стенограмму круглого стола «Механизмы реализации участия ребенка в решении вопросов, затрагивающих его интересы». Исследование отобранных документов осуществлялось с включением функций количественного анализа качественных данных в программе MAXQDA. Для всех документов выработана единая система кодирования, включающая 17 кодов и 18 субкодов. Выбранные коды касаются понятийного поля участия; уровней участия; технологий участия; правовой регламентации; рисков участия; мониторинга участия; форм участия; перспектив участия и др. Инструменты MAXQDA позволили осуществить сравнительный анализ отобранных статей в разрезе кодов, объемов и частоты встречаемости кодов в документах, связей между кодами. Наиболее частотные коды – технологии участия, мониторинг участия, смыслы участия, муниципалитет и участие. Метод кластеризации позволил выявить пересечения кодов. Так, «смыслам участия» близки «принципы участия» и «взаимодействия», последние преимущественно в плоскости детско-­взрослых отношений. Также со «смыслами участия» связан субкод «проектная работа» как наиболее востребованная технология участия. Общественно-­политический дискурс участия – это дискурс квазиучастия, когда все взрослые участники соглашаются со значимостью выражения детьми собственного мнения, но на деле дальше выражения мнения дело не идет. Это связано с неразработанностью механизмов включения детей в решение разных вопросов. Таким образом, разработчики Нацстратегии отошли от понимания участия, заложенного Конвенцией ООН о правах ребенка.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Александра Филипова, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Д. социол. н., доцент, зав. Лабораторией комплексных исследований детства, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, профессор департамента социальных наук, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия. Электронная почта: alexandra.filipova77@gmail.com

Ирина Бухтиярова, МГУ имени М. В. Ломоносова

К.пед.н., ст. преподаватель, кафедра методологии социологических исследований, социологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия. Электронная почта: irina_bukhtiyarova@mail.ru

Опубликован
2022-04-23
Как цитировать
ФилиповаА. Г., & БухтияроваИ. Н. (2022). О смыслах, барьерах и практиках участия детей: размышления над седьмым разделом Национальной стратегии действий в интересах детей. The Journal of Social Policy Studies, 20(1), 23-36. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-23-36
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ