Габитус инвалидности в поле высшего образования

  • Валентина Ярская-Смирнова Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.
  • Дмитрий Зайцев Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.
Ключевые слова: инвалидность, студенты с инвалидностью, габитус, высшее образование, инклюзия, солидарность

Аннотация

Российская образовательная политика взяла курс на инклюзию, но не все учреждения высшего образования готовы к встрече с абитуриентами и студентами с инвалидностью. Хотя потребности и права студентов официально признаются, разрыв между стандартами, гарантированными законом, и реальной практикой в вузах остается. Понимание барьеров, которые испытывает данная группа абитуриентов и студентов, позволит улучшить инклюзивные процессы в высшем образовании. В статье с применением структуралистско-конструктивистского подхода выявляются и анализируются причины устойчивости барьеров доступа к высшему образованию, отмечаемые как в сложившемся опыте сегрегированного образования, укоренившихся в истории поколений социальных установках, так и противоречивой практике внедрения инклюзии. На материалах интервью со студентами и преподавателями вузов показано, как функционирует габитус (когнитивные и мотивирующие структуры) студентов с инвалидностью в поле высшего образования, воспроизводя и меняя правила действий, трансформируя практику университетской жизни. Габитус инвалидности и имеющиеся в распоряжении студента изначально и накапливаемые в процессе освоения пространства разные формы капитала, используемые в конкретном социальном поле, конституируют характер практик. Капитал обновляется и реконвертируется в вузе, ключевую роль играют формальные и неформальные социальные связи, формируется солидарность как основа инклюзивной культуры. Стартовый и накопленный в период обучения капитал позволяет студентам с инвалидностью вносить модификации в поле высшего образования. Проявляя акторную позицию, они бросают вызов нормативным регуляциям поля университета. Студенты с инвалидностью становятся практическими операторами в поле символической борьбы, отстаивая и перестраивая свои позиции, однако их действия обусловлены правилами поля и личными диспозициями. Изменение практик влечет за собой трансформацию правил, связей и социальной структуры поля высшего образования. Соответственно, закрепляется нормативная регуляция нового поля, в котором будут действовать новые поколения агентов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Валентина Ярская-Смирнова, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.

Д. филос. н., профессор, кафедра психологии и прикладной социологии, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А., Саратов, Россия. Электронная почта: jarskaja@mail.ru

Дмитрий Зайцев, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.

Д. с.н., профессор, кафедра психологии и прикладной социологии, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А., Саратов, Россия. Электронная почта: zaitsevd@bk.ru

Опубликован
2019-12-24
Как цитировать
Ярская-СмирноваВ. Н., & ЗайцевД. В. (2019). Габитус инвалидности в поле высшего образования. The Journal of Social Policy Studies, 17(4), 585-600. https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-4-585-600
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ