Оценка валидности и надежности инструментария многомерного измерения установок по отношению к инклюзивному образованию детей с ООП

  • Даниил Лебедев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Алексей Воронков независимый исследователь
Ключевые слова: установки к инклюзивному образованию, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями

Аннотация

Внедрение механизмов инклюзии в образовательный процесс неразрывно связано с социальными и культурными особенностями групп, участвующих в этом процессе. Безусловно ключевая роль здесь принадлежит учителям, однако родители детей, имеющих и не имеющих ограничения, также активно вовлечены в этот процесс и в целом оказывают влияние на его успешность. Исследования отечественной и зарубежной литературы в основном ограничиваются анализом одномерных установок (отрицательное / положительное отношение). Целью этой статьи является обсуждение разработанного в рамках проекта «Инклюзивное образование: стратегии, практики и ресурсы» инструмента измерения социальных установок к инклюзивному образованию у учителей и родителей, оценка его конвергентной конструктной валидности и надежности-­согласованности. Важным отличием представляемой методики является комплексность оценки. Оцениваются все три аспекта установки одновременно: когнитивный, аффективный и поведенческий. По каждому аспекту был подготовлен блок утверждений, и респондентов просили указать степень согласия с ними. Для оценки надежности инструментария использован показатель альфы Кронбаха, для оценки валидности – коэффициент ранговой корреляции Спирмена с прямым вопросом о поддержке инклюзивного образования. В результате анализа выделен набор компонент, отражающий разные измерения установок по отношению к инклюзивному образованию. Данные компоненты воспроизводятся во всех трех исследованных группах, характеризуются высокими показателями альфы Кронбаха (надежность) и теоретически согласованным направлением коэффициента ранговой корреляции Спирмена (валидность).

Скачивания

Биографии авторов

Даниил Лебедев, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Магистр социологии, аспирант, кафедра анализа социальных институтов; преподаватель, кафедра методов сбора и анализа социологической информации; стажер-­исследователь, Международная лаборатория исследований социальной интеграции, НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Электронная почта: dlebedev@hse.ru

Алексей Воронков, независимый исследователь

Магистр социологии, независимый исследователь, Москва, Россия. Электронная почта: alexeyvoronkov62@gmail.com

Опубликован
2022-12-29
Как цитировать
ЛебедевД., & ВоронковА. (2022). Оценка валидности и надежности инструментария многомерного измерения установок по отношению к инклюзивному образованию детей с ООП. The Journal of Social Policy Studies, 20(4), 607-624. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-4-607-624