Гендерное (не)равенство в детском саду: материнские нарративы о скрытом учебном плане и девичей идентичности

  • Анастасия Алексеевна Чередеева Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва
  • Ольга Борисовна Савинская Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва
Ключевые слова: девочки-дошкольницы, гендерная идентичность, скрытый учебный план, материнство, гендерная экспертиза дошкольного образования

Аннотация

Анастасия Алексеевна Чередеева – магистрантка Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, г. Москва, Россия. Электронная почта: cheredeeva.a@gmail.com

Ольга Борисовна Савинская – к.соц.н., доцент Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, г. Москва, Россия. Электронная почта: osavinskaya@hse.ru

В статье актуализируется значимость изучения дошкольного девичества как особой культуры, в рамках которой формируется гендерная идентичность дошкольницы. Изучение этого процесса проведено на примере анализа материнской рефлексии дошкольного образования девочек в детском саду. Основной исследовательский вопрос направлен на реконструкцию имплицитных, заложенных в «скрытом учебном плане» практик, формирующих девичью идентичность через принятые и навязываемые обществом нормы женственности посредством анализа материнского восприятия практик детского сада. Эмпирическая база исследования – 11 индивидуальных интервью с матерями девочек-дошкольниц и четыре «диадных» интервью с матерями и их дочками 4–7 лет, собранные в 2016 г. Анализ материнского описания различных видов деятельности в детском саду показывает, что «скрытый учебный план», конструирующий девичью идентичность, пронизывает весь распорядок дня дошкольниц: выбор образовательной траектории, сюжетно-ролевую игру, прогулку, сон, одежду и внешний вид, праздники. Анализ собранных интервью показал, что матери поддерживают гендерные элементы воспитания ребенка в детском саду, выдвигая свои аргументы согласия и обоснования принятых в детском саду воспитательных практик. В партнерстве с детским садом формируют скрытый учебный план, навязывающий девочке традиционную модель женственности, создают практики социализации, задающие рамки конструирования девичей гендерной идентичности, лишая возможности индивидуальной образовательной траектории и формирования неповторимой личности. Гендеризованный скрытый учебный план оказывается действенным механизмом формирования дошкольного девичества и стартовых рамок дальнейшей гендерной социализации в школе. Детский сад не только готовит девочку к обучению в школе, он учит ее быть «девочкой» в школьные годы, усваивать предлагаемые обществом нормы, предписанные школьному возрасту.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Анастасия Алексеевна Чередеева, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва

Магистрантка Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, г. Москва, Россия.

Ольга Борисовна Савинская, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва

К.соц.н., доцент Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, г. Москва, Россия. Электронная почта: osavinskaya@hse.ru

Опубликован
2018-09-29
Как цитировать
ЧередееваА. А., & СавинскаяО. Б. (2018). Гендерное (не)равенство в детском саду: материнские нарративы о скрытом учебном плане и девичей идентичности. The Journal of Social Policy Studies, 16(3), 441-456. https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-3-441-456
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ