«Я как проводник между мирами»: профессиональный выбор взрослых детей глухих родителей
Аннотация
Слышащие дети глухих родителей (CODA) представляют собой уникальную социальную группу, процесс социализации которой проходит одновременно в двух культурах: слышащей и глухой. С одной стороны, такие дети усваивают знания, нормы и ценности сообщества глухих, в том числе через владение жестовым языком, который для некоторых из них становится первым языком общения. С другой стороны, им приходится взаимодействовать со слышащим большинством в процессе образования, общения с окружающими или перевода для родителей. Эта амбивалентность может как представлять возможности для получения уникального профессионального опыта, так и выступать в качестве дополнительного барьера при выборе профессии. Данное исследование посвящено анализу того, как опыт социализации в качестве CODA влияет на профессиональный выбор людей, выросших в таких семьях. Основу анализа составляют 17 полуструктурированных интервью: 15 со слышащими взрослыми, выросшими в семьях глухих родителей, в возрасте от 18 до 34 лет, различных профессий, пола и образования, а также два экспертных интервью. Исследование показало, что первый профессиональный выбор CODA часто происходит под влиянием латентной власти родителей, которые транслируют негативные установки по отношению к профессиям, связанным c сообществом глухих, воспринимая их как непрестижные и малооплачиваемые. Тем не менее для CODA характерен также второй профессиональный выбор в пользу таких профессий, как сурдопедагог, юрист для глухих, переводчик РЖЯ ‒ своего рода «возвращение домой» в культуру глухих и принятие роли посредника между глухим и слышащим сообществами. Непосредственный опыт перевода РЖЯ в детстве, будь он воспринят позитивно или негативно, не играет определяющую роль в профессиональном выборе CODA. Вместо этого ключевым фактором «возвращения» становится стремление сохранить связь с культурой глухих.