«У слышащих больше возможностей для жизни»: проблемы среднего профессионального образования глухих и слабослышащих

  • Никита Большаков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: глухие, слабослышащие, среднее профессиональное образование, инклюзивное образование, профессиональный выбор

Аннотация

Статья посвящена изучению проблем, с которыми сталкиваются глухие и слабослышащие учащиеся в процессе получения среднего профессионального образования. В качестве базы для анализа выступил всероссийский опрос глухих и слабослышащих, обучающихся в колледжах и ПТУ, проведенный в формате очного анкетирования, а также 21 полуформализованное интервью с учащимися и экспертами. Изменения, происходящие в профессиональной подготовке глухих и слабослышащих в последние годы (введение инклюзивного образования, расширение перечня доступных профессий), с одной стороны, открывают перед людьми с инвалидностью по слуху новые возможности, а с другой, требуют пересмотра основных подходов к работе с данной группой. Это влечет за собой появление проблем, характерных для любого переходного периода, несмотря на то, что история профессионального образования людей с нарушениями слуха в России насчитывает более 200 лет и на сегодняшний день стратегия получения среднего профессионального образования является основной для молодежи с нарушениями слуха, причем решение о поступлении носит, как правило, продуманный характер. Основной проблемой, о которых говорят сами учащиеся, является узкий коридор возможностей выбора специальности, сужаемый в ряде случаев искусственно из-за стремления колледжей объединить всех глухих учащихся на одном направлении, а также из-за неготовности колледжей работать с данной группой. Проблемными видятся информантам наличие административного барьера и необходимость получения индивидуальной программы реабилитации и абилитации, определяющей индивидуальные ограничения при приеме на работу. Информанты говорят о низком качестве школьного образования, отмене льгот, нехватке переводчиков жестового языка и недостаточной готовности педагогов работать с глухими и слабослышащими. Однако наиболее серьезные трудности информанты связывают с отсутствием карьерных перспектив и механизмов институциализированной поддержки трудоустройства глухих через колледж или другие организации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Никита Большаков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ст. преподаватель, департамент социологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: nbolshakov@hse.ru

Опубликован
2019-12-24
Как цитировать
БольшаковН. В. (2019). «У слышащих больше возможностей для жизни»: проблемы среднего профессионального образования глухих и слабослышащих. Журнал исследований социальной политики, 17(4), 571-584. https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-4-571-584
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ