Почему дети с инвалидностью не продолжают обучение в системе профессионального образования?
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы вовлеченности детей с инвалидностью в систему профессионального образования. На основе результатов авторского социологического опроса в Ростовской области делаются выводы о специфике профессионально-образовательной мотивации и потребностях, выявляется и анализируется комплекс социально-экономических и социально-психологических проблем, порождающих неравенство в доступе к образовательным ресурсам детей с инвалидностью. В работе анализируются институциональные факторы, способствующие в условиях неравенства экономических, социальных и образовательных возможностей, формированию таких поведенческих стратегий детей с инвалидностью, которые снижают их конкурентоспособность на рынке труда и, таким образом, препятствуют восходящей мобильности данной социальной группы. По результатам множественного регрессионного анализа обнаруживается, что нарушение интеллекта и речи является наиболее весомым фактором среди всех видов ограничений здоровья, снижающих вероятность получения высшего образования. Зафиксирован статистически значимый эффект места проживания, который выражается в том, что школьники с инвалидностью из сельской местности по сравнению с их городскими сверстниками имеют меньше шансов на получение высшего образования. Наиболее значимыми причинами выбора будущей профессии, по которым школьники с инвалидностью стремятся в вузы, оказались не только востребованность профессии на рынке труда и ее доходность, но и факторы, касающиеся личностной мотивации к обучению и достижению (соответствие интересам и увлечениям, возможность саморазвития и самосовершенствования). Делается вывод о необходимости совершенствования социальной политики по внедрению инклюзивного образования и предлагаются варианты решения данной проблемы посредством трансформаций институциального характера и учета таких факторов, как спрос на образование и потребность в приобретении профессиональных навыков, актуальных для рынка труда. В статье проблематизируется необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов профессионального образования детей с инвалидностью (агенты и институты, в числе которых сам ребенок, его семья, работодатели, формальные и неформальные образовательные институты, общественные организации и др.) посредством организации социального партнерства, которое может рассматриваться как метод решения проблемы социально-профессиональной инклюзии детей с инвалидностью.