Инвестиции в неформальное образование: проблемы измерения отдачи и разработки рекомендаций для социальной политики
Аннотация
В статье представлен обзор теоретических и эмпирических подходов к оценке инвестиций в неформальное образование, реализуемое в виде краткосрочных курсов, интенсивных программ, тренингов, мастер-классов. Оно не всегда сопровождается выдачей сертификата по завершению обучения, не приводит к получению формальной квалификации, не дает права вести профессиональную деятельность. Проанализирован экономический подход к количественной оценке инвестиций в образование и особенности его применения в эмпирических исследованиях вложений в дополнительное обучение на предприятиях. Показана сложность измерения отдачи с инвестиций в неформальное образование, которое может вносить вклад в формирование как общего, так и специфического человеческого капитала. Авторы приходят к заключению, что в настоящее время ни в России, ни за рубежом нет методик и данных, на основе которых можно было бы корректно измерить эффективность вложений в неформальное образование (за исключением случаев обучения на рабочем месте). Также проведен сопоставительный анализ существующего инструментария для измерения ключевых компетенций взрослого населения, используемого за рубежом и в России. Показаны возможности и ограничения количественных оценок инвестиций в неформальное образование. На сегодняшний день сбор информации о неформальном образовании и полученных взрослыми компетенциях в нашей стране отсутствует. Попытка внедрить процедуру независимой оценки квалификаций в России (что характерно для зарубежных методик) никак не связана с неформальным образованием индивида и его положением на рынке труда, поэтому не обеспечивает данные, пригодные для анализа. Авторы делают вывод о необходимости внедрения регулярного мониторинга неформального образования для оценки реальной вовлеченности населения в образовательную деятельность, измерения компетенций и навыков, соотнесения их с экономической активностью и доходами для дальнейшего перехода к «доказательной социальной политике» в области неформального образования. Кроме этого, продуктивным может стать соединение экономического и социологического подхода в методиках оценки компетенций взрослых.