ЕС: (бес)силен в вопросах безгражданства? Пример стран Прибалтики
Аннотация
Александра Олеговна Змиенко - магистр юридических наук, исследователь, Колледж Европы, Институт Сравнительных Исследований Региональной Интеграции, Университет Организации Объединённых Наций (UNU-CRIS), Брюгге, Бельгия. Электронный адрес: oleksandra.zmiyenko@coleurope.eu
Будучи новой исследовательской областью, безгражданство привлекает внимание, как учёных, так и политиков. До сих пор этот правовой вакуум, представляющий собой нарушение права на гражданство, воспринимался через призму других вопросов, связанных с правами человека. Чтобы избежать недооценки проблемы, безгражданство необходимо рассматривать как отдельное явление , в качестве особого пункта политической повестки дня. Европейский союз имеет два явных примера безгражданства среди своих государств-членов: Латвию и Эстонию. В этих постсоветских странах безгражданство как феномен возникло в связи с дискуссиями о преемственности и правопреемстве государств. Главный вопрос заключается в том, в какой степени ЕС располагает рычагами воздействия, когда речь идет о решении проблемы безгражданства? В государствах-членах Евросоюза, где вопросы гражданства относятся к национальной компетенции, влияние ЕС в этом отношении ограничено, этот факт более очевиден за пределами ЕС. Однако для стран с "европейскими устремлениями" существуют различные способы воздействия: до или после присоединения. Учитывая терминологическую неопределённость и то, что возможные решения проблемы безгражданства могут быть предложены из различных научных областей, методология исследования носит междисциплинарный характер: от правового до исторического анализа. Стремящиеся к членству страны имеют четкие требования по изменению законодательства, однако с момента вступления страны в Европейский союз, контроль со стороны ЕС уменьшается. Предъявляемые требования могут стать возможностью для решения проблемы безгражданства в странах стремящихся к членству, а увеличение контроля за выполнением международных обязательств может иметь решающее значение в отношениях с государствами-членами.