Перестройка системы социального обеспечения детей в России: институциальные и идеологические факторы в основе сдвига парадигмы
Аннотация
Мэри Кулмала - PhD, преподаватель-исследователь, Центр по исследованию России и Восточной Европы, Александровский институт, Хельсинкский университет, Хельсинки, Финляндия. Электронная почта: meri.kulmala@helsinki.fi
Майкл Раселл - PhD, Школа здоровья и социального обеспечения, Университет Линкольна, Соединенное Королевство. Электронная почта: mrasell@lincoln.ac.uk
Жанна Чернова - д. с.н., профессор, Департамент социологии НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: zhchernova@hse.ru
В статье рассматриваются причины происходящей с конца 2000-х годов перестройки российской системы замещающего ухода для детей, оставшихся без попечения родителей. Серия произошедших в последние годы реформ способствовала развитию семейных форм замещающего ухода, противопоставляя их крупным институциальным учреждениям, использовавшимся в советское время и в 1990-х годах. Мы подчеркиваем фундаментальные изменения, произошедшие в образе “идеального ухода” и нашедшие отражение в движении в сторону деинституциализации через поддержку усыновлений внутри страны, увеличение числа приемных семей, создание услуг раннего сопровождения семей и трансформации оставшихся институциальных учреждений в небольшие детские дома семейного типа. Все перечисленные изменения являются ключевыми элементами глобального тренда деинституциализации, наблюдаемого во всех странах мира. В статье мы прослеживаем эволюцию политики в этой сфере и задаемся вопросом, почему описанный сдвиг произошел именно в 2010-х годах, несмотря на то, что реформа системы ухода за детьми, оставшимися без попечения родителей, была в российской политической повестке и до этого времени. Основываясь на объяснительном подходе к изменениям в социальной политики Магритты Матцке и Илоны Остнер, включающем в рассмотрение материальные факторы и идейные соображения, мы показываем, что «политическая воля сверху», стоящая за этими реформами, сформировалась под влиянием целого спектра других социальных и политических факторов. Среди причин, побудивших российских политиков принять новые идеи, можно назвать рост консервативных настроений в отношении детей и семей в связи с серьезным демографическим спадом в стране, влияние международных норм в отношении прав детей и общее изменение социально-экономических условий. Российские НКО внесли существенный вклад в реформы как “эпистемологические сообщества” благодаря высокому уровню экспертизы, которого они достигли вследствие включения в международное сообщество в 1990-х годах и в возросшие в числе межведомственные экспертные платформы при органах российской власти в настоящее время. Мы приходим к выводу, что идеологические факторы являются необходимыми предпосылками для реформ, но ключевыми их движущими силами становятся политические факторы. Рецентрализация власти и включение вопросов социальной политики в число приоритетных в период президентства Владимира Путина позволило новым идеям найти отражение в конкретных реализуемых мерах.