Стратегии трудоустройства учителей в мегаполисе и дифференциация школ
Аннотация
Влада Вячеславовна Баранова – к. и. н., доцент департамента социологии, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: vbaranova@hse.ru
Кирилл Александрович Маслинский – научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: kmaslinsky@hse.ru
Школы в больших городах дифференцируются по уровню престижа, качества образования и квалификации учителей. В статье анализируется один из механизмов, который приводит к неравномерному распределению квалифицированных учителей по школам – стратегии педагогов при выборе места работы. Мы предполагаем, что стратегии поиска работы в значительной степени зависят от квалификации и профессиональных достижений учителя. Это исследование выполнено на материале интервью с учителями (N=49), работающими в школах различного статуса (общеобразовательных, с углубленным изучением какого-либо предмета, гимназиях) в двух районах Санкт-Петербурга. Мы рассматриваем выбор школы при первоначальном трудоустройстве и при смене места работы. Анализ интервью показал, что на рынке труда учителей сосуществуют разные модели трудоустройства, сближающие его и с рынком квалифицированного, и с рынком неквалифицированного труда. В рамках «аутсайдерской» стратегии школы рассматриваются как организации-потенциальные наниматели, тогда как «инсайдерская» перспектива ориентирована на коллектив, к которому учитель стремится присоединиться. В сегменте престижных школ учителя при выборе места работы обращают внимание прежде всего на условия труда, в то время как в непрестижных – на географическое расположение. Для рынка труда педагогов характерны инбридинг (наем выпускников школы на работу в ней), трудоустройство в школу, где обучаются дети, коллективный переход учителей на новое место работы. Наряду с результатами исследования обсуждаются выводы для образовательной политики в области обеспечения равных образовательных возможностей. Мы предполагаем, что паттерны поиска и смены места работы среди учителей могут быть механизмом привлечения квалифицированных учителей в менее престижные школы.