Работа, образование и грамотность в России: проблема неконсистентности

  • Дмитрий Попов Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва
  • Анна Стрельникова Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва
Ключевые слова: социальное неравенство, образование, неконсистентность в образовании, грамотность, компетентностный подход

Аннотация

 

Дмитрий Сергеевич Попов – к.соц.н., старший научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия.Электронная почта: dmitry_popov@sociolog.net

Анна Владимировна Стрельникова – к.соц.н., доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доцент ГАУГН, Москва, Россия. Электронная почта: astrelnikova@hse.ru

Статья посвящена исследованию проблемы неконсистентности (несоответствия) в сфере образования и труда. Мы используем результаты международного исследования компетентности взрослых (PIAAC), в рамках которого на репрезентативной для страны выборке были измерены грамотность чтения и математическая грамотность людей трудоспособного возраста. Тестовые результаты в странах ОЭСР демонстрируют связь с уровнем формального образования, однако в России мы наблюдаем несколько отклонений. Анализ позволил выявить три вида неконсистентности. Мы обнаружили, что в России не наблюдается линейной зависимости между уровнем формального образования и измеренной грамотностью. Прирост компетентности замедляется на уровне высшего образования, тогда как на нижних образовательных уровнях – на фоне ведущих мировых стран – падения грамотности не наблюдается. При сравнении России с развитыми странами выяснилось, что большая доля людей с низким уровнем грамотности занимает высококвалифицированные рабочие места. При оценке распределения людей с тем или иным формальным образованием на рынке труда в России мы видим картину весьма близкую к той, что наблюдается в странах ОЭСР. По всей видимости, эта неконсистентность была скрыта из-за недостаточной надежности для нашей страны основного (а в большинстве случаев – единственного) и для социологических, и для экономических исследований образовательного индикатора: наличия диплома об образовании. Третий эмпирический результат демонстрирует соотношение важности измеренной грамотности и наличия диплома при трудоустройстве. В нашей стране оба фактора оказываются значимыми, но измеренная грамотность сильнее связана с шансом быть трудоустроенным по сравнению с формальным дипломом. При этом различие по уровню доходов между респондентами с низким и высоким уровнем грамотности в России значительно меньше, чем в странах ОЭСР. Интерпретация результатов количественных измерений реализована с привлечением качественных данных проекта по исследованию жизненных траекторий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Дмитрий Попов, Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва

Дмитрий Сергеевич Попов – к.соц.н., старший научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия.

Анна Стрельникова, Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва

Анна Владимировна Стрельникова – к.соц.н., доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доцент ГАУГН, Москва, Россия.

Опубликован
2017-06-29
Как цитировать
ПоповД., & СтрельниковаА. (2017). Работа, образование и грамотность в России: проблема неконсистентности. The Journal of Social Policy Studies, 15(2), 267-280. https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-2-267-280
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ