Эмоциональный труд преподавателей университетов в условиях академического капитализма: терапевтический этос и коммуникативные практики со студентами (сравнительный анализ двух университетов)

  • Елизавета Долгалева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: эмоциональный труд, академический капитализм, терапевтическая культура, эмоциональные нормы, профессиональная этика

Аннотация

В статье анализируется влияние терапевтической культуры на эмоциональную работу преподавателей в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» и Йенском университете. Исследование, опирающееся на Концепции эмоционального труда, академического капитализма и терапевтической культуры, направлено на выявление изменений в нормативных требованиях к эмоциональному труду преподавателей в условиях коммерциализации и менеджериализации высшего образования. Основное внимание удалено эмоциональным нормам и коммуникативным практикам преподавателей и студентов в обоих университетах. Исследование базируется на сравнительном анализе, в основе которого лежит предположение о том, что терапевтический этос в большей степени распространен и усвоен в европейском академическом сообществе, нежели чем в российском. Было сделано предположение, что терапевтический этос более распространен в европейском академическом сообществе по сравнению с российским. Методология включала полуформализованные интервью с преподавателями обоих университетов, проведенные с апреля 2022 г. по январь 2023 г. (N = 10). Результаты показывают, что нормы и практики управления эмоциями преподавателей обоих университетов связаны с расширением коммерциализации и менеджериализации в системе высшего образования. Терапевтический этос формирует новые эмоциональные нормы коммуникации между преподавателем и студентом, в рамках которых студенты ожидают эмоциональной и психологической поддержки от преподавателей. Преподаватели обоих университетов также подчеркивают необходимость разработки стратегий для создания эмоционально позитивной учебной среды. Делается вывод, что терапевтическая культура меняет профессиональную роль преподавателя и поддерживает академический капитализм, что может приводить к снижению авторитета преподавателя и размыванию ролей. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения трансформации университетского образования.

Скачивания

Биография автора

Елизавета Долгалева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Магистр социологии бизнеса и публичной сферы, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Российская Федерация. Электронная почта:  dolgaleva_elizaveta@mail.ru

Опубликован
2024-04-21
Как цитировать
ДолгалеваЕ. (2024). Эмоциональный труд преподавателей университетов в условиях академического капитализма: терапевтический этос и коммуникативные практики со студентами (сравнительный анализ двух университетов). The Journal of Social Policy Studies, 22(1), 79-90. https://doi.org/10.17323/727-0634-2024-22-1-79-90
Раздел
ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ И ГРАНИЦЫ: ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ