Трансформация повседневных практик и субъективное благополучие подростков в период пандемии
Аннотация
Изменения, вызванные пандемией, карантином и прочими последствиями распространения COVID‑19 неизбежно сказались на привычном образе жизни взрослых и детей, в том числе и на их психическом состоянии. Пандемия усилила цифровое неравенство и эффекты социального неблагополучия. В статье представлены результаты исследования подростковой повседневности и подростковых переживаний в период пандемии COVID‑19. Основным методом сбора данных стало полуструктурированное интервью с подростками 13–16 лет. Также использованы три проективные методики: «завершение предложений»; «киносценарий про повседневную жизнь, свою и своего окружения в постпандемический период» и незавершенный рисунок человечков, в образе которых персонифицирована жизнь общества до пандемии, в настоящем и будущем. Проекция была использована для понимания скрытых смыслов и значений, планов на будущее подростков, ощутивших на себе влияние пандемии. Всего в исследовании приняли участие 20 подростков, по десять юношей и девушек. Информанты проживают в небольшом городе – Комсомольске-на-Амуре. В фокусе исследования – выявления особенностей субъективного благополучия / неблагополучия подростков в ситуации изменения их повседневности из-за пандемии COVID‑19. Пандемия внесла изменения в повседневные практики подростков, связанные со здоровьем, образованием, организацией досуга, коммуникациями со сверстниками и членами семьи. В ходе исследования выявлены новые социальные страхи подростков, связанные с COVID‑19, особенности образа будущего и отношения респондентов к своему социальному статусу. Зафиксированы проявления агентности подростков в сфере образования через практики самоорганизации, планирования свободного времени и поиска учебной информации.