Роль спорта в «жизненном мире» людей с инвалидностью (на примере Волгоградского региона)
Аннотация
В статье анализируется жизненный мир людей с инвалидностью, занимающих активную жизненную позицию, в Волгоградском регионе. Авторы приходят к выводу о наличии объективных и субъективных ограничений, которые не способствуют полноценной жизни инвалидов в экономическом, социальном и психологическом плане. Ориентируясь на стереотипы относительно нетипичных людей, государство, социальные институты и индивиды структурируют социальную реальность, не включая в нее людей с ограниченными возможностями, что во многом объясняет неэффективность проводимых федеральных и региональных социальных программ. Статья ставит цель выявить причину того, почему инвалиды принимают на веру свой «ущербный статус». Жизненный мир инвалидов ограничен социальными контактами с первичной социальной группой, что не позволяет им сформировать «чувственный опыт», который необходим для полноценной жизни. Такая ситуация интуитивно принимается инвалидом, заранее определяя его пассивную позицию по отношению к себе и своей жизни. Теоретический анализ и результаты качественного глубинного интервью позволили показать, что спорт как часть жизненного мира, при условии активной жизненной позиции людей с инвалидностью, может поэтапно реконструировать или сконструировать их деятельность сначала в спорте, а затем, на его основе, создать полноценную социальную реальность. Спорт позволяет улучшить физическое состояние, поверить в себя и свои силы, реализоваться и в других сферах повседневной жизни: в работе, учебе, личной жизни. Результаты исследования позволили выделить два вектора, по которым люди с инвалидностью пришли к занятию спортом. Информанты с приобретенной инвалидностью посредствам спорта пытаются реконструировать свой жизненный мир «до». Инвалиды детства конструируют свой жизненный мир посредством социальных агентов: родителей, тренеров, коллег – создают новый, перспективный мир, смещающий фокус внимания на мир тренировок, соревнований и достижений, а затем в более широкий мир, в котором есть возможность саморазвития и самореализации.