Управление эмоциями медицинских профессионалов в учреждениях паллиативной помощи
Аннотация
Паллиативная помощь начала развиваться в России в 1990-х годах, как заимствованная западная институциальная форма вместе с идеологической рамкой «хорошей смерти», предполагающей холистический подход к страданиям пациента. Развитие паллиативной помощи не было линейным и получило систематическую государственную поддержку только в последнее 10-летие, тогда как психологическая помощь и качество жизни были законодательно включены в паллиативную помощь только в 2019 году. В связи с этим и существующими структурными ограничениями во многих учреждениях весь объем эмоционального труда выполняется медицинскими профессионалами, подготовка которых в рамках программ повышения квалификации не всегда предполагает обучение управлению эмоциями. В этом случае значима роль руководителей организации и организационного уровня управления эмоциями. В рамках данной работы рассматривается как управление эмоциями в PC на уровне персональных взаимодействий сочетается с управлением эмоциями на организационном уровне. Управление эмоциями в учреждениях паллиативной помощи анализируется на основании эмпирических материалов, собранных в периоды 2018-2019 годов и 2020-2021 годов. Данными для анализа выступают 34 интервью со специалистами в сфере паллиативной помощи (медицинскими профессионалами (врачами и специалистами сестринского звена), руководителями, сотрудниками НКО в сфере паллиативной помощи). Материалы интервью дополнены аудиозаписями посещений пациентов на дому выездной службой и материалами наблюдений в одном из хосписов. География исследования включает 12 субъектов РФ. Материалы анализируются через драматургические и культурные теории эмоций и теории ритуалов. Концепция «эмоционального труда» А.Хохшильд используется при анализе управления эмоциями в учреждениях паллиативной помощи. Концепция «эмоциональной энергии» и ритуалов взаимодействий Р.Коллинз используется при анализе способов формирования коллективной солидарности и коллективных эмоций. Указанные концепции дополняются анализом организационного уровня управления эмоциями при помощи подхода Н.Джеймс. Ключевые механизмы управления эмоциями в учреждениях паллиативной помощи на организационном уровне включают формирование и координацию коллектива; формирование и поддержание коллективных эмоций и коллективной солидарности и управление пространством учреждения. На индивидуальном уровне эмоциональный труд осуществляется в соответствии с идеологической рамкой «хорошей смерти» и представлениями о качественном оказании помощи. Эмоциональный труд чаще всего осуществляется через глубокое исполнение и нацелен на преодоление отрицательных эмоций, таких как гнев, страх или отвращение. Управление эмоциями на организационном уровне позволяет во-первых, преодолеть существующие структурные ограничения; во-вторых корректировать объем и содержание эмоционального труда сотрудников.