Социальное предпринимательство как драйвер развития социокультурной среды малых территорий

  • Светлана Богуславская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Ксения Кузьмина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Надежда Рождественская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова: социальное предпринимательство, гражданские инициативы, культурные проекты, развитие территорий, социальное партнерство

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о воздействии социальных инноваций, источниками которых являются проекты социального предпринимательства (СП) и гражданские инициативы, на развитие социокультурной среды малых территорий. Согласно исследованиям, социальные инновации влияют на развитие территории через создание новых возможностей для взаимодействия между значимыми акторами. Подобное взаимодействие приводит к улучшению коммуникации и росту способности к совместным действиям. Следствием также является изменение социального капитала, выраженное в росте сетей сотрудничества для решения общих проблем, возникновении социального партнерства и создании социально-инновационных экосистем. Статья основана на результатах полевого исследования, проведенного летом 2018 и 2019 гг., включающего 48 полуструктурированных интервью с участниками проектов и организаций в сфере культуры всех секторов экономики Волосовского и Лужского районов Ленинградской области, а также Каргопольского и Вельского районов Архангельской области. Исследование показало, что при наличии координирующего внешнего воздействия происходит переход к системному стратегическому сотрудничеству между СП. Уникальность формируемых СП отношений состоит в том, что в них между акторами одновременно имеет место и партнерство, не подразумевающее прагматических целей, и бизнес-партнерство. Бизнес-модели СП в культурной сфере нередко строятся на кооперации и создании комплементарных товаров и услуг по отношению к другим проектам, работающим на малой территории. Сети, формируемые СП, включают различных акторов, что приводит к формированию устойчивых экосистем. На культурных мероприятиях и постоянно действующих площадках, организованных СП, взаимодействуют социальные проекты, малый бизнес, СП и жители территории. Эта среда действительно формирует у участников новые модели поведения, за счет которых создаются партнерские связи. Поэтому потенциально СП является существенным фактором развития социокультурной среды малых территорий, однако степень этого влияния можно выяснить лишь при проведении более долгосрочных исследований.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Светлана Богуславская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К. э.н., аналитик, Центр прикладных исследований и разработок; ст.преп., департамент финансов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: sboguslavskaya@hse.ru

Ксения Кузьмина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ph.D., доцент, департамент менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: kkuzmina@hse.ru

Надежда Рождественская, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

К. э.н., доцент, кафедра отраслевой экономики и финансов, Институт экономики и управления, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: nrozhdestvenskaia@herzen.spb.ru

Опубликован
2021-03-31
Как цитировать
БогуславскаяС. Б., КузьминаК. А., & РождественскаяН. В. (2021). Социальное предпринимательство как драйвер развития социокультурной среды малых территорий. The Journal of Social Policy Studies, 19(1), 85-100. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-1-85-100