Социальное участие студентов России и Армении: институциальный контекст и нереализованный потенциал некоммерческого сектора в социокультурном развитии региональных городов

  • Мария Певная Уральский федеральный университет
  • Елена Шуклина Уральский федеральный университет
  • Лилит Асоян Ширакский государственный университет
Ключевые слова: социальное участие, молодежное волонтерство, развитие городов

Аннотация

В статье анализируется участие студентов России и Армении в социокультурном развитии городов, через локальные проекты некоммерческого сектора. Сравнивается институциальный контекст молодежного участия в этих странах. Проведен опрос студентов в городах Свердловской области (Российская Федерация) и населенных пунктах Ширакской области (Армения). Соотношение подвыборок соответствует распределению численности населения в сравниваемых регионах и отражает распределение молодежи по типам населенных пунктов в них. Исследование показало, что готовность студентов Армении к участию в проектах по развитию городов существенно выше, чем у российских студентов. Это свидетельствует о социальной активности армянского студенчества, сформированной определенной институциальной средой. При этом практики участия армянской и российской молодежи в культурном развитии городов не отличаются, уровень участия в обеих странах в целом невысок. Межстрановые различия определились тремя группами факторов. Во-первых, это уровень развития демократических гражданских институтов и содержание государственной молодежной политики. В России централизованная государственная поддержка социальной активности студенчества не обеспечивает ожидаемого эффекта и не оказывает сущес­твенного влияния на культуру молодежного участия. В Армении национальная стратегия поддержки социального участия молодежи отсутствует и не способствует его реализации. Во-вторых, муниципалитеты взаимодействуют с локальными НКО, и это работает как институт гражданского общества, что обеспечивает условия для развития молодежного активизма. Но в России взаимодействие затруднено излишней бюрократизацией и профессионализацией НКО, их финансовой зависимостью от государства, в Армении – диаспоральные организации и международные фонды, активно финансирующие третий сектор, не вызывают доверия у молодежи. В-третьих, различия обусловлены уровнем культуры и практик социального участия студентов, мотивации и знаний, самоидентификацией с городом. При ряде схожих моментов у российских студентов культура патернализма в области социальной ответственности за состояние городов оказалась более выраженной.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Мария Певная, Уральский федеральный университет

Д. с.н., доцент, заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет, Екатеринбург. Россия. Электронная почта: m.v.pevnaya@urfu.ru

Елена Шуклина, Уральский федеральный университет

Д. с.н., профессор, кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет, Екатеринбург. Россия. Электронная почта: e.a.shuklina@urfu.ru

Лилит Асоян, Ширакский государственный университет

К.ист.н., доцент, кафедра истории и философии, Ширакский государственный университет; преподаватель, кафедра экономики и управления, Международный научно-образовательный центр НАН Республики Армения, Ереван. Армения. Электронная почта: lilitasoyan@rambler.ru

Опубликован
2020-09-29
Как цитировать
ПевнаяМ. В., ШуклинаЕ. А., & АсоянЛ. А. (2020). Социальное участие студентов России и Армении: институциальный контекст и нереализованный потенциал некоммерческого сектора в социокультурном развитии региональных городов. The Journal of Social Policy Studies, 18(3), 445-460. https://doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-3-445-460