Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей поддержки

  • Альбина Александровна Нестерова Московский государственный областной университет
Ключевые слова: дети мигрантов, миграционные процессы, диверсификация моделей сопровождения, адаптация

Аннотация

Альбина Александровна Нестерова – д.психол.н., профессор, кафедра социальной психологии, Московский государственный областной университет, Москва, Россия. Электронная почта: anesterova77@rambler.ru

Интенсификация миграционных процессов и их влияние на детей мигрантов создает необходимость разработки конструктивных, адаптированных с учетом возраста и социальной ситуации переселения программ развития и поддержания адаптационных ресурсов этой уязвимой группы мигрантов. Статья направлена на изучение особенностей адаптации несо­вершеннолетних детей мигрантов, которые не являются единой и однородной группой. В связи с этим необходим дифференцированный подход к организации сопровождения адаптационных процессов детей мигрантов, способов их поддержки. В междисциплинарном ключе рассматриваются их психосоциальные проблемы, обосновывается необходимость разработки различных для каждой группы детей способов поддержания их социального и психологического благополучия. Объектом исследования стали дети, охваченные миграционными процессами, среди которых: дети, мигрировавшие вместе с родителями (так называемое «полуторное поколение»); дети, родившиеся в семьях мигрантов в стране приема; дети-беженцы, находящиеся без сопровождения взрослых в ситуации локальных военных конфликтов; дети, оставленные/покинутые родителями–мигрантами в стране происхождения или пребывания. Так, дети, в разном возрасте покинувшие страну совместно с родителями («полуторное поколение»), часто сталкиваются с проблемой освоения языка, новой культуры, ощущением «культурной раздвоенности». Дети мигрантов, принадлежащие ко второму поколению, в большей мере демонстрируют потребность в поддержке процессов их идентификации и в развитии межкультурной компетентности. Для детей-беженцев необходима организованная психологическая помощь, которая требует профессиональной подготовки. Для детей, оставленных на родине родителями-мигрантами, нужна поддержка специалистов, понимающих психологические последствия эмоциональной депривации, разрыва привязанности и сепарации. Исследование проведено в период 2014–2017 гг. в Москве и Московской области на совокупной выборке 179 детей мигрантов. Кроме того, анализируются глубинные интервью с 18 детьми мигрантов в возрасте от 10 до 15 лет, выходцами из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Армении, Украины, а также с их родителями и учителями.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Альбина Александровна Нестерова, Московский государственный областной университет

Д.психол.н., профессор, кафедра социальной психологии, Московский государственный областной университет, Москва, Россия.

Опубликован
2018-12-23
Как цитировать
НестероваА. А. (2018). Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей поддержки. The Journal of Social Policy Studies, 16(4), 645-660. https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-4-645-660