Исследование опыта пользователей мобильныХ приложений в сфере чрезвычайных ситуаций: между социальным знанием и практикой

  • Полина Ермолаева Академия наук Республики Татарстан
  • Ольга Башева Институт социологии ФНИСЦ РАН
  • Анна Черкасова независимый исследователь
Ключевые слова: анализ пользовательского опыта, партисипаторные исследования, спасательное волонтерство, совместное производство, социология мобильных приложений, цифровое неравенство

Аннотация

Статья рассматривает развивающуюся область исследования пользовательского опыта в применении к волонтерским технологиям, используемым в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Эффективная коммуникация в таких ситуациях требует понимания, как жертвы ЧС, волонтеры и спасательные службы взаимодействуют с цифровыми инструментами, где удобство и понятность интерфейсов оказываются критичными для скорости реагирования и успешности спасательных операций. В данной работе предпринята первая попытка преодолеть эпистемиологические ограничения, характерные для исследований пользовательского опыта и волонтерских технологий в ЧС. Одним из них является технократический детерминизм, акцентирующий внимание исключительно на технологических аспектах, игнорируя более широкие социальные и политические процессы. В качестве теоретической рамки исследования выбран гибридный подход, объединяющий партисипаторные исследования и исследования науки и технологий. Партисипаторный компонент позволил рассматривать респондентов как активных участников производства социального знания, результаты которого были переведены в практические рекомендации для разработчиков приложений. Подход исследований науки и технологий обеспечил анализ социально-­технических и функциональных ограничений, влияющих на пользовательский опыт. На основе заочных модерированных юзабилити-­тестирований приложений «Спасатель.Рядом» и «Оберег.Поиск» проведен анализ восприятия пользователями этих сервисов: их удобства, скорости и эффективности в качестве средства связи со службами спасения в критических ситуациях. Результаты показали, что оба приложения выполняют свою основную функцию, работают стабильно и не имеют критических ошибок. Главным преимуществом с точки зрения пользователей, является возможность оперативной помощи волонтеров, которая может предвосхищать прибытие официальных служб. Тестирование также продемонстрировало высокую эффективность и продуктивность взаимодействия с интерфейсом, однако для «Оберег.Поиск» выявлено расхождение между уровнем удовлетворенности пользователей и средними показателями эффективности и продуктивности, что указывает на потенциальные барьеры в восприятии удобства приложения. Помимо технических барьеров, исследование выявило цифровые ограничения более широкого порядка, связанные с «наслаиванием» цифрового неравенства в ЧС на социальное. Поскольку доступ к средствам связи и цифровым технологиям неравномерно распределен из-за социальных, политических, гендерных, образовательных и возрастных факторов, конструктивные эффекты использования этих технологий во время ЧС и в посткризисный период также распределяются неравномерно.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Полина Ермолаева, Академия наук Республики Татарстан

К.социол.н., заведующая, отдел качественных исследований, Центр перспективных экономических исследований, Академия наук Республики Татарстан, Казань, Россия. Электронная почта: polina.ermolaeva@gmail.com

Ольга Башева, Институт социологии ФНИСЦ РАН

К.социол.н., в. н. с., Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия. Электронная почта: olgabasheva.ru@gmail.com

Анна Черкасова, независимый исследователь

Независимый UX-исследователь, Москва, Россия. Электронная почта: anna.che.a@mail.ru

Опубликован
2025-05-28
Как цитировать
ЕрмолаеваП., БашеваО., & ЧеркасоваА. (2025). Исследование опыта пользователей мобильныХ приложений в сфере чрезвычайных ситуаций: между социальным знанием и практикой. The Journal of Social Policy Studies, 23(1), 117-138. https://doi.org/10.17323/727-0634-2025-23-1-117-138