Траектории продленной занятости после 60 лет у представителей творческих и интеллектуальных профессий
Аннотация
В статье исследуется трудовая занятость в возрасте 60+. Участие в рынке труда является одним из способов включения в жизнь общества и важным компонентом концепции активного долголетия. При этом, индекс активного долголетия (ИАД) однако ограничивается количественной оценкой занятых пожилых. В этом случае остаются за скобками те индивидуальные смыслы, барьеры и неравенства, которые определяют траектории продолжения (или прекращения) занятости после достижения пенсионного возраста. Развитие гибких и удаленных форматов работы в совокупности с цифровизацией, создает новые возможности, при этом зачастую требуя и развития новых компетенций. Мы рассматриваем продленную занятость как способ включения и реализации потенциала пожилого человека. Нас интересует то, как трансформируется занятость в старшем возрасте, какими индивидуальными смыслами наделяется занятость и какие барьеры возникают. Исследование показало, что занятость работников пенсионного возраста в сфере интеллектуального и творческого труда носит устойчивый характер – они не проблематизируют пенсионный статус и продолжают работу на привычной должности. Однако, трансформации отдельных индивидуальных траекторий информантов позволяют говорить об изменяющейся и гибкой продленной занятости, при которой привычный формат сменяется или дополнятся частичной занятостью, проектными подработками и новыми формами деятельности. Продолжение занятости имеет для работников 60+ комплексный смысл, от экономической составляющей до психосоциальной. К основным потенциальным барьерам продолжения занятости относятся здоровье и необходимость осуществлять уход за родными. Проблема эйджизма работодателей неактуальна для пожилых работников в тех случаях, когда они обладают уникальной/редкой квалификацией или речь идет о позициях, малопривлекательных для молодежи. . В тех случаях, когда работники 60+ сталкивались с проявлениями эйджизма, он носил выраженный исключающий характер – от увольнения или отказа в приеме на новую работу до принудительного сокращения ставки и заработной платы. Интеллектуальный и творческий тип занятости диктует необходимость постоянного повышения квалификации и самообразования, что с одной стороны повышает конкурентоспосбность, а с другой обостряет неравенство. Развитие технологий и дистанционных форматов (особенно в пандемию) обострили проблему цифрового неравенства, особенно для представителей творческих профессий, которые ранее не подразумевали активного использования новых технологий.