Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности

  • Ирина Григорьева Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
  • Оксана Парфенова Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
Ключевые слова: социальное предпринимательство, разгосударствление, НКО, барьеры

Аннотация

«Золотой век» социального государства – в прошлом, оно дрейфует в сторону все более сложных и смешанных моделей, к плюрализации (welfare pluralism). Наряду с этим неолиберальный подход в социальной политике, который реализует в последние годы российское государство, привел к увеличению числа «смешанных» субъектов социальной политики. Речь идет о множестве малых или индивидуальных «предприятий», находящихся в широком спектре от прибыльного бизнеса до благотворительности. Социальные предприятия и социально ориентированные НКО (СО НКО) – поставщики социальных услуг, взаимодействующие в одном поле и конкурирующие за государственные субсидии или гранты. В статье на примере социального обслуживания пожилых людей в Санкт-Петербур­ге и Ленинградской области мы отвечаем на вопросы: как происходит разгосударствление социального обслуживания? Каковы барьеры и возможности этого процесса? В рамках теории текущие изменения требуют опоры на классический подход к анализу межсекторных взаимодействий в социальной политике. Использованные для анализа материалы включают в себя: актуальные нормативно-правовые акты; статистические данные; выступления чиновников; научные публикации; материалы с сайтов НКО. В статье показывается, что СО НКО и социальное предпринимательство играют важную роль в разгосударствлении социальных сервисов, которое ускорилось в 2015 г. после принятия Федерального закона о социальном обслуживании. На практике государственные службы зачастую создают организационные и финансовые барьеры для НКО, стремясь сохранить монополию в сфере социального обслуживания. Повысить устойчивость работы НКО могут эндаумент-фонды, но создать их удается редким (даже крупным) НКО. Среди других барьеров – низкая информированность о работе НКО и уровень доверия к ним со стороны населения, плохо отработанный механизм сбыта продукции и услуг. Разгосударствление посредством активного вовлечения СО НКО и социальных предприятий открывает возможности для того, чтобы они эффективно компенсировали несовершенство государственных сервисов, повышали самообеспечение и самозанятость населения. Негосударственные поставщики социальных услуг меняют поле решения социальных проблем, превращая пассивных «получателей услуг» в активных агентов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Ирина Григорьева, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН

Д. социол.н., профессор, в. н.с., Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН; Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: soc28@yandex.ru

Оксана Парфенова, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН

С.н.с., Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: oparfenova@socinst.ru

Опубликован
2021-03-31
Как цитировать
Григорьева, И. А., & Парфенова, О. (2021). Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности. The Journal of Social Policy Studies, 19(1), 7-22. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22