Социальные гарантии и льготы по месту работы: нестабильность и неутешительная динамика

  • Полина Козырева Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
  • Александр Смирнов Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Ключевые слова: благополучие, социальные льготы, социальный пакет, социальное неравенство, RLMS-HSE

Аннотация

В работе прослеживаются изменения, которые произошли за последние два десятилетия в практике предоставления социальных гарантий и льгот работникам на российских предприятиях. Анализ основывается на данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)». Данный мониторинг позволяет проследить, как менялась система социальных гарантий и льгот на российских предприятиях. Но при этом присутствует понятная ограниченность изысканий, обусловленная структурой и содержанием инструментария, в частности тем фактом, что вопрос о предоставлении социальных льгот включался не во все волны обследования. Показано, что несмотря на позитивные сдвиги в области обеспечения социально-экономических прав россиян, значительным остается число граждан, которые не могут пользоваться по месту работы обязательными социальными гарантиями, установленными законом. Кроме того, в кризисных условиях даже благополучные предприятия вынуждены идти на сокращение перечня и объема социальных благ и услуг, которыми обеспечивается персонал дополнительно к обязательным социальным гарантиям. Охват работников такими гарантиями шире в сельской местности, тогда как возможности получения дополнительных льгот и услуг выше у персонала городских предприятий. Анализ различных аспектов дифференциации уровня обеспеченности работников социальными гарантиями и льготами по месту работы (между предприятиями разных типов и видов, профессиональными группами) выявил повышение нестабильности в оказании многих видов дополнительных социальных услуг и рост неравенства в возможностях доступа к ним на предприятиях. Различные формы социальной поддержки активнее используются на государственных предприятиях, чем на частных. При этом дополнительными социальными льготами лучше других обеспечиваются руководители, специалисты высшего и среднего уровня квалификации, а хуже всех – неквалифицированные рабочие, т. е. работники с самой низкой заработной платой. В условиях дефицита высококвалифицированной рабочей силы обеспечение сотрудников дополнительными социальными благами и услугами частично помогает решать проблему укомплектования высокотехнологичных рабочих мест специалистами с современными компетенциями, тем самым только обостряя проблему социального неравенства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Полина Козырева, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук

Полина Михайловна Козырева – д. социол.н., первый зам. директора, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук; зав. Центром
лонгитюдных обследований, Институт социальной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: pkozyreva@isras.ru

Александр Смирнов, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук

Д. социол.н, ведущий научный сотрудник, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Москва, Россия. Электронная почта: smir_al@bk.ru

Опубликован
2021-10-02
Как цитировать
КозыреваП. М., & СмирновА. И. (2021). Социальные гарантии и льготы по месту работы: нестабильность и неутешительная динамика. The Journal of Social Policy Studies, 19(3), 389-404. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-3-389-404
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ