Использование краудфандинга в решении социальных и культурных проблем сельских территорий России
Аннотация
В статье дано определение краудфандинга и показано, как он может быть использован для решения социальных и культурных проблем сельских территорий. В академической литературе краудфандинг рассматривается, преимущественно, как новый бизнес-инструмент и способ привлечения инвестиций. Однако бÓльшая часть проектов, которые создаются на краудфандинговых площадках, связаны с культурными и социальными инициативами. В статье изучается распространение социальных краудфандинговых проектов; дается ответ на вопрос, являются ли они более или менее успешными, чем проекты на других площадках; а также рассматривается география проектов, чтобы понять, не является ли это явление сугубо столичным. В качестве объекта изучения выбраны социальные краудфандинговые проекты, связанные с поддержкой сел. Эта тема оказалась достаточно востребованной на крауд-площадках, и при этом не связанной напрямую с основными пользователями краудфандинга – жителями крупных городов. Изучение проектов этой тематики позволяет показать, как краудфандинг может работать для привлечения финансирования к местным инициативам. Для исследования отобраны более двухсот проектов, стартовавших с 2012 по 2017 гг. на платформах Boomstarter и Planeta.ru. Поиск осуществлялся по ключевым словам: «село», «сельский», «деревня», «деревенский». Проекты, связанные с поддержкой сел, показывают более высокий процент успешности, чем в среднем по платформам, в рамках выборки нет заведомо более или менее успешных тематик, а их география охватывает 54 субъекта из 85. Анализ показал, что успешно реализовать проект данной направленности возможно в различных тематиках, в разных регионах. Благодаря краудфандингу местный проект может получить финансирование от максимально широкого круга лиц, никак не связанных с регионом. Это даёт краудфандингу преимущество над другими инструментами, например, над Программой поддержки местных инициатив (ППМИ).