«Я с этими людьми в один автозак не сяду»: солидарности и конфликты в феминистских инициативах Петербурга
Аннотация
Ольга Аркадьевна Сенькова – магистр социологии, стажер-исследователь Центра молодежных исследований, Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики, Санкт-Петербург, Россия; аспирантка, факультет социологии, Карлов Университет, Прага, Чешская Республика. Электронная почта: oasenkovao@gmail.com
Статья посвящена анализу солидарностей и противостояний, возникающих среди участниц феминистских инициатив Петербурга, включающих в себя жизненно-стилевые стратегии, основанные на принятии (либо отрицании) тех или иных ценностей, норм и смыслов. Статья выстроена в логике солидарного подхода, в рамках которого феминистские инициативы понимаются как молодежные культурные формирования и рассматриваются с целью выделения основных линий ценностно-культурных притяжений и конфликтов. За основу взяты 28 интервью с участницами феминистских инициатив Петербурга в возрасте от 17 до 39 лет, подкрепленные 32 днями включенного этнографического наблюдения. Сбор эмпирического материала проводился с 2015 по 2017 гг. Особое внимание в статье уделяется полевым рефлексиям исследовательницы, в том числе посвященным становлению её собственной феминистской идентичности. Несмотря на то, что «женский вопрос» обсуждается в России с середины XIX в., современный отечественный контекст, в силу своей консервативности, не является благоприятным для развития феминизма. В то же время наблюдается активный рост низовых, «уличных» феминистских инициатив, участницы которых не только по-разному определяют цели своей борьбы, но и следуют различным критериям при определении «своих» и «чужих» в феминистском поле. Анализ эмпирических данных показал, что, несмотря на существование актуальной феминистской повестки, объединяющей участниц инициатив, информантки имеют различные взгляды на её интерпретацию: с одной стороны, акцент ставится на защиту прав женщин, с другой стороны – на противодействие всем видам дискриминации через сотрудничество с активистами левого политического спектра, внесистемной оппозиции, ЛГБТИК, зоозащитниками. Особое внимание уделяется категории гендерного режима в активистских сообществах, который чаще всего определяется как патриархатный и препятствующий совместному сопротивлению доминирующему консервативному дискурсу. Кроме того, важными линиями феминистских дискуссий оказывается гендерный аспект определения безопасного пространства, а также восприятие коммерческого секса как принуждения или свободного выбора. При этом, принятие или отрицание тех или иных ценностей выстраивается не в дихотомических оппозициях «за» или «против», а в неоднородных континуумах солидарностей.