Учебная книга как инструмент закрепления морального порядка и управления многообразием: употребление категории «народ/этнос» в учебниках «Природоведение» и «Окружающий мир»
Аннотация
В статье излагаются результаты исследования контента учебников для начальной школы советского и постсоветского периодов. Проанализирована частота употребления категории «народ» в разных значениях: в советских учебниках преобладают значения «трудящиеся» и «согражданство», в постсоветских – «этнокультурная общность». «Этносы» упоминаются в учебниках советского периода в контексте рассмотрения климатических зон с акцентом на традиционный тип природопользования. В постсоветских учебниках «народы-этносы» рассматриваются в национально-гражданском и историческом контекстах. При этом указывается необходимость однозначной этнической идентификации индивида по критериям языка, фольклора, антропологических признаков, психического склада. Утверждение гомогенности группы приводит к утверждению гомогенности нации, поскольку последняя мыслится авторами современного учебника как политически зрелая форма этноса. Подобные контексты закрепляются через утверждение репрессивной морали социального порядка, что формирует модель социальной сплоченности, основанной на эксклюзии, непроницаемости границ и иерархии, ведет к распространению дискриминационных практик в отношении меньшинств.