О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности

  • Александр Вячеславович Шариков Департамент медиа
Ключевые слова: Интернет, цифровая грамотность, медиаграмотность

Аннотация

В статье рассматривается понятие "цифровая грамотность", которое является предметом значительного числа научных публикаций. Целью данного исследования является разработка теоретической модели, которая позволила бы обобщить многочисленные практики и теоретические подходы относительно цифровой грамотности. Фиксируется проблема трансформации понятия «грамотность», обусловленная социокультурными изменениями, в основе которых лежит научно-технический прогресс, а также возникновение большого количества «парциальных грамотностей» тесно связанных между собой. Развивается идея Альберта Букхорста о понятиях, близких по содержанию понятию цифровой грамотности (компьютерная грамотность, интернет-грамотность, медиа- и информационная грамотность). Предлагается четрехкомпонентная модель цифровой грамотности – авторская разработка обобщенного рассмотрения подходов к пониманию цифровой грамотности в семантическом пространстве двух конструктов – технико-технологическое / социогуманитарное и возможности / угрозы. На основе этих конструктов выделяются четыре компоненты поля практик и теоретических подходов, касающихся цифровой грамотности, а именно: технико-прагматические возможности, содержательно-коммуникативные возможности, технико-технологические угрозы и социопсихологические угрозы. Компонент «технико-технологические возможности» представляет собой утилитарные, прагматические или инструментальные компетенции. «Содержательно-коммуникативные возможности» включают развитие способностей по созданию медиатекстов, их получению от других участников сети, их восприятия и интерпретации. Компонент «технико-технологические угрозы» подчеркивает охранительные элементы при использовании программного обеспечения и Интернет. Наконец, компонент «социопсихологические угрозы» описывает социальные, психологические и этические аспекты работы в цифровой среде, которые могут быть связаны с опасностями, в том числе интернет-зависимостью, кибебуллинга и пр. На основе представленной модели могут проводиться эмпирические исследования по измерению уровня грамотности, мониторинг состояния грамотности в России.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-03-15
Как цитировать
Шариков, А. В. (2016). О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности. The Journal of Social Policy Studies, 14(1), 87-98. извлечено от https://jsps.hse.ru/article/view/3289
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ