Федеральный мониторинг инклюзивной образовательной среды организаций общего образования: теоретическое обоснование и возможности реализации
Аннотация
Развитие инклюзивного образования требует не только нормативного и организационного оформления, но и регулярной аналитической оценки его состояния и динамики. В условиях недостаточной согласованности и фрагментарности существующих данных, особенно актуальна задача построения мониторинга, способного дать целостное представление о формировании инклюзивной образовательной среды (ИОС) в российских образовательных организациях. В настоящей статье представлены теоретико-методологические основания и первые результаты реализации Федерального мониторинга ИОС, проводимого в 2022–2023 гг. Исследование основано на подходе, трактующем ИОС как сложную, динамичную и реляционную систему, формируемую во взаимодействии всех участников образовательного процесса. Такой взгляд отталкивается от принципов субъектно-деятельностного и партисипаторного подходов, и позволяет сместить фокус с оценки внешних условий на процессы включения и совместного действия. В рамках мониторинга разработана трехуровневая матричная модель ИОС, включающая пять компонентов (организационно-управленческий, программно-методический, предметно-пространственный, информационный и социальный), раскрытых через систему показателей и эмпирически измеряемых индикаторов. Опрос охватил три уровня образования — дошкольное, школьное и среднее профессиональное — и четыре группы респондентов: представителей администрации, педагогов, родителей и студентов колледжей. Мониторинг реализован в два этапа: пилотный (2022 г., 10 регионов) и основной (2023 г., 82 региона). В общей сложности собрано более 190 тысяч анкет. Полученные данные свидетельствуют о среднем уровне сформированности ИОС во всех типах организаций. В то же время зафиксированы значительные межрегиональные различия: наивысшие показатели зафиксированы в Москве, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Краснодарском крае, а наименее благоприятная ситуация — в республиках Дагестан, Татарстан и Марий Эл. Предложенная методология мониторинга соотносится с международными рамками оценки инклюзивности и может служить основой для регулярного анализа, обратной связи и совершенствования инклюзивной политики на всех уровнях. Мониторинг не только позволяет измерять степень реализации ИОС, но и открывает возможности для выявления «точек роста» и поддержки устойчивого институциального развития инклюзивного образования в России.