Федеральный мониторинг инклюзивной образовательной среды организаций общего образования: теоретическое обоснование и возможности реализации

  • Светлана Алехина ФЦ ИО МГППУ
  • Елена Самсонова ФЦ ИО МГППУ
  • Марина Алексеева ФЦ ИО МГППУ
  • Иван Климов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Сергей Давыдов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Тимур Османов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: мониторинг, инклюзия, инклюзивная образовательная среда, общее образование, равные возможности

Аннотация

Развитие инклюзивного образования требует не только нормативного и организационного оформления, но и регулярной аналитической оценки его состояния и динамики. В условиях недостаточной согласованности и фрагментарности существующих данных, особенно актуальна задача построения мониторинга, способного дать целостное представление о формировании инклюзивной образовательной среды (ИОС) в российских образовательных организациях. В настоящей статье представлены теоретико-­методологические основания и первые результаты реализации Федерального мониторинга ИОС, проводимого в 2022–2023 гг. Исследование основано на подходе, трактующем ИОС как сложную, динамичную и реляционную систему, формируемую во взаимодействии всех участников образовательного процесса. Такой взгляд отталкивается от принципов субъектно-­деятельностного и партисипаторного подходов, и позволяет сместить фокус с оценки внешних условий на процессы включения и совместного действия. В рамках мониторинга разработана трехуровневая матричная модель ИОС, включающая пять компонентов (организационно-­управленческий, программно-­методический, предметно-­пространственный, информационный и социальный), раскрытых через систему показателей и эмпирически измеряемых индикаторов. Опрос охватил три уровня образования — дошкольное, школьное и среднее профессиональное — и четыре группы респондентов: представителей администрации, педагогов, родителей и студентов колледжей. Мониторинг реализован в два этапа: пилотный (2022 г., 10 регионов) и основной (2023 г., 82 региона). В общей сложности собрано более 190 тысяч анкет. Полученные данные свидетельствуют о среднем уровне сформированности ИОС во всех типах организаций. В то же время зафиксированы значительные межрегиональные различия: наивысшие показатели зафиксированы в Москве, Ханты-­Мансийском автономном округе – Югре и Краснодарском крае, а наименее благоприятная ситуация — в республиках Дагестан, Татарстан и Марий Эл. Предложенная методология мониторинга соотносится с международными рамками оценки инклюзивности и может служить основой для регулярного анализа, обратной связи и совершенствования инклюзивной политики на всех уровнях. Мониторинг не только позволяет измерять степень реализации ИОС, но и открывает возможности для выявления «точек роста» и поддержки устойчивого институциального развития инклюзивного образования в России.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Светлана Алехина, ФЦ ИО МГППУ

К.психол.н., доцент, директор ФЦ ИО МГППУ, Москва, Россия. Электронная почта: alehinasv@mgppu.ru

Елена Самсонова, ФЦ ИО МГППУ

К.психол.н., в. н. с. ФЦ ИО МГППУ, Москва, Россия. Электронная почта: grc.ipio@mail.ru

Марина Алексеева, ФЦ ИО МГППУ

Специалист по учебно-методической работе, заведующая сектором Мониторинга ФЦ ИО МГППУ, Москва, Россия. Электронная почта: eyesoftalia@gmail.com

Иван Климов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К.социол.н., ст. н. с., Международная лаборатория прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ; с. н. с. ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. Электронная почта: iklimov@hse.ru

Сергей Давыдов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К.филос.н., доцент, ст. н. с., Международная лаборатория исследований социальной интеграции; аналитик, Международная лаборатория прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Электронная почта: sdavydov@hse.ru

Тимур Османов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Преподаватель, Факультет социальных наук; исследователь, Международная лаборатория прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Электронная почта: tosmanov@hse.ru

Опубликован
2025-05-28
Как цитировать
АлехинаС., СамсоноваЕ., АлексееваМ., КлимовИ., ДавыдовС., & ОсмановТ. (2025). Федеральный мониторинг инклюзивной образовательной среды организаций общего образования: теоретическое обоснование и возможности реализации. The Journal of Social Policy Studies, 23(1), 61-78. https://doi.org/10.17323/727-0634-2025-23-1-61-78