Социальные предприниматели Мордовии: новые возможности, новые проблемы

  • Сергей Ушкин Научный центр социально-экономического мониторинга
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное предприятие, социальные услуги, предприниматели, Республика Мордовия

Аннотация

В последнее десятилетие в России наблюдается рост интереса к социальному предпринимательству, деятельность которого на законодательном уровне направлена на достижение общественно-­полезных целей и решение социальных проблем. Анализ научной литературы показывает, что несмотря на разнообразие подходов, понятие социального предпринимательства остается размытым. Настоящая статья посвящена комплексному анализу положения дел в сфере социального предпринимательства в Республике Мордовия. Однако предполагается, что ряд сделанных выводов могут быть обобщены и для других регио­нов. В исследовании затрагиваются вопросы уровня развития социального предпринимательства, наиболее востребованных направлений, а также основных сдерживающих факторов и перспектив развития данного вида деятельности в современной России. Эмпирической базой исследования послужили результаты целевого опроса предпринимателей, предоставляющих услуги в сферах образования, социального обслуживания, медицины, спорта и здорового образа жизни, культуры и экологии (n = 107), дополненные глубинными полуструктурированными интервью с представителями профильных организаций, предпринимателями и представителями исследовательских компаний (n = 10). Проведенные исследования показывают, что уровень развития этой отрасли в республике соответствует общероссийским тенденциям, а наиболее доступными для входа на рынок являются образовательные и оздоровительные услуги. Тем не менее, несмотря на активность институтов развития, социально ориентированные предприниматели сталкиваются с определенными трудностями, прежде всего с недостаточной финансовой поддержкой. Дополнительно выявлена проблема, связанная с восприятием СП: ряд факторов указывает на то, что региональные социальные предприниматели находятся в ловушке двой­ной идентичности, что, вероятно, препятствует их способности полностью реализовать как социальный, так и предпринимательский потенциал.

Скачивания

Биография автора

Сергей Ушкин, Научный центр социально-экономического мониторинга

К. социол. н., в. н. с., отдел мониторинга социальных процессов, Научный центр социально-экономического
мониторинга, Саранск, Россия; исследовательский менеджер, департамент социальных исследований и консалтинга, Всероссийский центр изучения общественного мнения, Москва, Россия. Электронная почта: ushkinsergey@gmail.com

Опубликован
2024-12-29
Как цитировать
УшкинС. (2024). Социальные предприниматели Мордовии: новые возможности, новые проблемы. The Journal of Social Policy Studies, 22(4), 659-674. https://doi.org/10.17323/727-0634-2024-22-4-659-674