Оценка эффективности социальной технологии с точки зрения преимуществ и затрат
Аннотация
Статья посвящена оценке эффективности социальных технологий. Мы фокусируем внимание на балансе затрат и преимуществ при осуществлении социальной интервенции в проблемные семьи с детьми. В практике оценки редко рассматриваются издержи реализации таких программ. Исследование основано на клиенто-ориентированной концепции модели Шрайнера, которая включает показатели общей стоимости услуг, стоимости, преимуществ и чистой выгоды для клиента, количества клиентов, объема предоставляемых услуг и времени оказания услуги. Модифицированная версия модели, дополненная оценкой влияния качества управления на эффективность услуги, была эмпирически реализована через качественную методологию, а именно интервьюирование сотрудников семейных центров. Результаты исследования показали, что стоимость случая включает не только зарплату специалистов, но и благотворительные средства, гранты НКО, выплаты управ, частные и даже личные деньги сотрудников. Хотя услуги для клиентов бесплатны, они иногда несут небольшие личные затраты (транспорт, оформление документов и справок) и не материальные издержки (эмоции стыда и потеря репутации). Преимущества для клиента очевидны и включают профессиональную помощь команды, которая восполняет навыки и ресурсы, предоставляет консультации и помощь, улучшает эмоциональный фон семьи, способствует росту доверия, самоуважения и самоэффективности. Выявлен значительный разрыв между нормативным стандартом по количеству опекаемых детей из проблемных семей и фактически обслуживаемым количеством. Менеджериальная оценка демонстрирует необходимость выделения службы выявления новых случаев в отдельный функционал и подчеркивает амбивалентную реакцию специалистов на эту политику, рациональность которой не всегда принимается.