Оценка эффективности социальной технологии с точки зрения преимуществ и затрат

  • Елена Рождественская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Роман Абрамов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Алексей Сабля Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: оценка эффективности социальной технологии, модель Шрайнера, баланс преимуществ и затрат социальной технологии, качественное исследование

Аннотация

Статья посвящена оценке эффективности социальных технологий. Мы фокусируем внимание на балансе затрат и преимуществ при осуществлении социальной интервенции в проблемные семьи с детьми. В практике оценки редко рассматриваются издержи реализации таких программ. Исследование основано на клиенто-­ориентированной концепции модели Шрайнера, которая включает показатели общей стоимости услуг, стоимости, преимуществ и чистой выгоды для клиента, количества клиентов, объема предоставляемых услуг и времени оказания услуги. Модифицированная версия модели, дополненная оценкой влияния качества управления на эффективность услуги, была эмпирически реализована через качественную методологию, а именно интервьюирование сотрудников семейных центров. Результаты исследования показали, что стоимость случая включает не только зарплату специалистов, но и благотворительные средства, гранты НКО, выплаты управ, частные и даже личные деньги сотрудников. Хотя услуги для клиентов бесплатны, они иногда несут небольшие личные затраты (транспорт, оформление документов и справок) и не материальные издержки (эмоции стыда и потеря репутации). Преимущества для клиента очевидны и включают профессиональную помощь команды, которая восполняет навыки и ресурсы, предоставляет консультации и помощь, улучшает эмоциональный фон семьи, способствует росту доверия, самоуважения и самоэффективности. Выявлен значительный разрыв между нормативным стандартом по количеству опекаемых детей из проблемных семей и фактически обслуживаемым количеством. Менеджериальная оценка демонстрирует необходимость выделения службы выявления новых случаев в отдельный функционал и подчеркивает амбивалентную реакцию специалистов на эту политику, рациональность которой не всегда принимается.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Елена Рождественская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Д.социол.н., профессор, кафедра анализа социальных институтов, департамент социологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ; в. н. с., Институт социологии РАН (ФНИСЦ РАН), Москва Россия. Электронная почта: erozhdestvenskaya@hse.ru

Роман Абрамов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Д.социол.н., профессор, кафедра анализа социальных институтов, департамент социологии, факультет социальных наук; в. н. с., Международная лаборатория исследований социальной интеграции, НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Электронная почта: rabramov@hse.ru

Алексей Сабля, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аспирант, кафедра анализа социальных институтов, департамент социологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Электронная почта: aasablya@hse.ru

Опубликован
2024-12-29
Как цитировать
РождественскаяЕ., АбрамовР., & СабляА. (2024). Оценка эффективности социальной технологии с точки зрения преимуществ и затрат. The Journal of Social Policy Studies, 22(4), 583-606. https://doi.org/10.17323/727-0634-2024-22-4-583-606
Раздел
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА