Эмоциональный труд преподавателей университетов в условиях академического капитализма: терапевтический этос и коммуникативные практики со студентами (сравнительный анализ двух университетов)

  • Елизавета Долгалева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: эмоциональный труд, академический капитализм, терапевтическая культура, эмоциональные нормы, профессиональная этика

Аннотация

В статье анализируется влияние терапевтической культуры на эмоциональную работу преподавателей в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» и Йенском университете. Исследование, опирающееся на Концепции эмоционального труда, академического капитализма и терапевтической культуры, направлено на выявление изменений в нормативных требованиях к эмоциональному труду преподавателей в условиях коммерциализации и менеджериализации высшего образования. Основное внимание удалено эмоциональным нормам и коммуникативным практикам преподавателей и студентов в обоих университетах. Исследование базируется на сравнительном анализе, в основе которого лежит предположение о том, что терапевтический этос в большей степени распространен и усвоен в европейском академическом сообществе, нежели чем в российском. Было сделано предположение, что терапевтический этос более распространен в европейском академическом сообществе по сравнению с российским. Методология включала полуформализованные интервью с преподавателями обоих университетов, проведенные с апреля 2022 г. по январь 2023 г. (N = 10). Результаты показывают, что нормы и практики управления эмоциями преподавателей обоих университетов связаны с расширением коммерциализации и менеджериализации в системе высшего образования. Терапевтический этос формирует новые эмоциональные нормы коммуникации между преподавателем и студентом, в рамках которых студенты ожидают эмоциональной и психологической поддержки от преподавателей. Преподаватели обоих университетов также подчеркивают необходимость разработки стратегий для создания эмоционально позитивной учебной среды. Делается вывод, что терапевтическая культура меняет профессиональную роль преподавателя и поддерживает академический капитализм, что может приводить к снижению авторитета преподавателя и размыванию ролей. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения трансформации университетского образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Елизавета Долгалева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Магистр социологии бизнеса и публичной сферы, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Российская Федерация. Электронная почта:  dolgaleva_elizaveta@mail.ru

Опубликован
2024-04-21
Как цитировать
ДолгалеваЕ. (2024). Эмоциональный труд преподавателей университетов в условиях академического капитализма: терапевтический этос и коммуникативные практики со студентами (сравнительный анализ двух университетов). Журнал исследований социальной политики, 22(1), 79-90. https://doi.org/10.17323/727-0634-2024-22-1-79-90
Раздел
ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ И ГРАНИЦЫ: ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ