Отношение родителей к инклюзивному образованию: кейс сибирской школы

  • Людмила Федина Тюменский государственный университет
  • Людмила Волосникова Тюменский государственный университет
  • Светлана Игнатжева Даугавпилсский университет
  • Жанна Брук Тюменский государственный университет
Ключевые слова: инклюзивное образование, отношение родителей к инклюзивному образованию, ученики с инвалидностью, ученики с особыми образовательными потребностями, сотрудничество

Аннотация

Инклюзивное образование, как образование для всех детей, является императивом. Однако степень реальной инклюзивности образования и общества повышается медленно, а эмпирических исследований, посвященных отношению родителей к инклюзивному образованию, критично мало. Основной исследовательский вопрос статьи: как воспринимают инклюзивные изменения в школе родители, имеющие детей с ОВЗ, и родители нормотипичных детей? Отношение родителей к инклюзии, анализируют позиции, которые они занимают (родительская вовлеченность, родительское участие), а также их взаимодействие и взаимосвязи с образовательной средой на микро-, мезо- и макроуровнях. Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате опроса 327 родителей учащихся одной из школ г. Тюмени. В исследовании использован авторский опросник, включающий 33 индикатора, которые респондентам предложено оценить по пятибалльной шкале Лайкерта. Данные обработаны при помощи факторного и кластерного анализа. Кластерный анализ в пространстве выделенных факторов позволил распределить родителей на пять групп: сторонники (17%) разделяют инклюзивные ценности и принимают участие в реализации инклюзивной политики школы; наблюдатели (25%) занимают скорее нейтральную позицию; антагонисты (14%) выступают против продвижения идей инклюзии в школе; контролеры (21%) испытывают тревогу по поводу того, что их ребенок обучается в инклюзивном классе, пытаются определять и корректировать инклюзивную политику школы; скептики (23%) не доверяют идеям инклюзии. В целом родители довольно высоко оценивают сотрудничество со школой, отводя решающую роль классным руководителям. Исследование показало, что качество сотрудничества школы с родителями является значимым фактором, формирующим отношение родителей к инклюзивному образованию. Однако родители являются недооцененным ресурсом в развитии инклюзивного образования. Полученные материалы могут быть использованы для разработки школьных политик и программ, направленных на вовлечение родителей в развитие инклюзивности, повышение качества коммуникации школы с родительским сообществом.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Людмила Федина , Тюменский государственный университет

К.педагог.н., доцент, кафедра психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Тюмень, Россия, ORCID iD:  0000-0002-2822-0692. Электронная почта: l.v.fedina@utmn.ru

Людмила Волосникова , Тюменский государственный университет

К.ист.н., доцент, директор, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Тюмень, Россия, ORCID iD: 0000-0002-4774-3720. Электронная почта: l.m.volosnikova@utmn.ru

Светлана Игнатжева , Даугавпилсский университет

К.физ.-мат.н., д. физики Латвии, заведующая кафедрой информатики, Даугавпилсский университет, Латвия, ORCID iD: 0000-0002-3608-8409. Электронная почта: svetlana.ignatjeva@du.lv

Жанна Брук , Тюменский государственный университет

К.педагог.н., доцент, кафедра психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Тюмень, Россия, ORCID iD: 0000-0003-2806-2513. Электронная почта: z.y.bruk@utmn.ru

Опубликован
2023-12-28
Как цитировать
Федина Л., Волосникова Л., Игнатжева С., & Брук Ж. (2023). Отношение родителей к инклюзивному образованию: кейс сибирской школы. The Journal of Social Policy Studies, 21(4), 723-734. https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-4-723-734
Раздел
СТАТЬИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)