Отношение родителей к инклюзивному образованию: кейс сибирской школы
Аннотация
Инклюзивное образование, как образование для всех детей, является императивом. Однако степень реальной инклюзивности образования и общества повышается медленно, а эмпирических исследований, посвященных отношению родителей к инклюзивному образованию, критично мало. Основной исследовательский вопрос статьи: как воспринимают инклюзивные изменения в школе родители, имеющие детей с ОВЗ, и родители нормотипичных детей? Отношение родителей к инклюзии, анализируют позиции, которые они занимают (родительская вовлеченность, родительское участие), а также их взаимодействие и взаимосвязи с образовательной средой на микро-, мезо- и макроуровнях. Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате опроса 327 родителей учащихся одной из школ г. Тюмени. В исследовании использован авторский опросник, включающий 33 индикатора, которые респондентам предложено оценить по пятибалльной шкале Лайкерта. Данные обработаны при помощи факторного и кластерного анализа. Кластерный анализ в пространстве выделенных факторов позволил распределить родителей на пять групп: сторонники (17%) разделяют инклюзивные ценности и принимают участие в реализации инклюзивной политики школы; наблюдатели (25%) занимают скорее нейтральную позицию; антагонисты (14%) выступают против продвижения идей инклюзии в школе; контролеры (21%) испытывают тревогу по поводу того, что их ребенок обучается в инклюзивном классе, пытаются определять и корректировать инклюзивную политику школы; скептики (23%) не доверяют идеям инклюзии. В целом родители довольно высоко оценивают сотрудничество со школой, отводя решающую роль классным руководителям. Исследование показало, что качество сотрудничества школы с родителями является значимым фактором, формирующим отношение родителей к инклюзивному образованию. Однако родители являются недооцененным ресурсом в развитии инклюзивного образования. Полученные материалы могут быть использованы для разработки школьных политик и программ, направленных на вовлечение родителей в развитие инклюзивности, повышение качества коммуникации школы с родительским сообществом.