Трансформация повседневных практик и субъективное благополучие подростков в период пандемии

  • Александра Филипова Владивостокский государственный университет
  • Оксана Зубова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
  • Наталья Ракитина Комсомольский-на-Амуре государственный университет
Ключевые слова: пандемия, COVID‑19, подростковая повседневность, субъективное благополучие, проективные методики, социальные страхи

Аннотация

Изменения, вызванные пандемией, карантином и прочими последствиями распространения COVID‑19 неизбежно сказались на привычном образе жизни взрослых и детей, в том числе и на их психическом состоянии. Пандемия усилила цифровое неравенство и эффекты социального неблагополучия. В статье представлены результаты исследования подростковой повседневности и подростковых переживаний в период пандемии COVID‑19. Основным методом сбора данных стало полуструктурированное интервью с подростками 13–16 лет. Также использованы три проективные методики: «завершение предложений»; «киносценарий про повседневную жизнь, свою и своего окружения в постпандемический период» и незавершенный рисунок человечков, в образе которых персонифицирована жизнь общества до пандемии, в настоящем и будущем. Проекция была использована для понимания скрытых смыслов и значений, планов на будущее подростков, ощутивших на себе влияние пандемии. Всего в исследовании приняли участие 20 подростков, по десять юношей и девушек. Информанты проживают в небольшом городе – Комсомольске-на-­Амуре. В фокусе исследования – выявления особенностей субъективного благополучия / неблагополучия подростков в ситуации изменения их повседневности из-за пандемии COVID‑19. Пандемия внесла изменения в повседневные практики подростков, связанные со здоровьем, образованием, организацией досуга, коммуникациями со сверстниками и членами семьи. В ходе исследования выявлены новые социальные страхи подростков, связанные с COVID‑19, особенности образа будущего и отношения респондентов к своему социальному статусу. Зафиксированы проявления агентности подростков в сфере образования через практики самоорганизации, планирования свободного времени и поиска учебной информации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Александра Филипова, Владивостокский государственный университет

Д.социол.н., профессор, зав. лабораторией комплексных исследований детства, Владивостокский государственный университет; профессор, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия. Электронная почта: alexandra.filipova77@gmail.com

Оксана Зубова, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

К.полит.н., доцент, кафедра социальных технологий, социологический факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Россия, Москва. Электронная почта: zubovaoksana@bk.ru

Наталья Ракитина, Комсомольский-на-Амуре государственный университет

К.социол.н., доцент, кафедра публичного и частного права, социально-гуманитарный факультет, Комсомольский-на-Амуре государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия, Электронная почта: rakitina.nat@gmail.com

Опубликован
2023-06-06
Как цитировать
ФилиповаА., ЗубоваО., & РакитинаН. (2023). Трансформация повседневных практик и субъективное благополучие подростков в период пандемии. The Journal of Social Policy Studies, 21(1), 157-174. https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-1-157-174
Раздел
НОВЫЕ ОБЛАСТИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ