Моральные обоснования управления (этно)культурным разнообразием в образовательном пространстве
Аннотация
Статья нацелена на анализ моральных ориентиров управления этнокультурным разнообразием в пространстве российской школы, для чего на основе анализа контента учебных книг сопоставляются практики управления разнообразием в зависимости от целевой группы, для которой предназначен учебник. В качестве теоретической рамки используется типология моральных мотивов социальной интеграции. Аналитический потенциал выбранной рамки демонстрируется на примере анализа контента учебников для начальной ступени образования, издававшихся для детей русскоязычного меньшинства в «лимитрофных государствах» (Латвии и Польше) в 1920‑е гг. Выбранная рамка, основанная на разделении группоориентированных моральных мотивов на мотивацию социального порядка и социальной справедливости и сфокусированная на отношении к разнообразию, позволяет эксплицировать моральные оценки этнокультурного разнообразия, задействованные в учебных книгах, и способствующие формированию паттернов поддержки соответственно ориентированных программ социальной политики. Демонстрируется, что выбор стратегии управления разнообразием являет собой практику, укорененную в системе ценностных ориентаций и моральных норм. Доказывается, что оценка контекста сообществом, являющимся субъектом конструирования и трансляции новым поколениям стратегических ориентиров и повседневных практик, выступает в качестве основы морального регулирования разнообразия. Если внешняя по отношению к сообществу среда оценивается как дружелюбная, сообщество ориентируется на поддержание внутреннего разнообразия и открытость, предлагая для усвоения и тиражирования модель интеграции, основанную на морали социальной справедливости. В условиях, которые оцениваются как враждебные, угрожающие целостности и жизнеспособности сообщества, транслируемые школой стратегии ориентированы на закрытие и гомогенизацию сообщества, что обеспечивает внутригрупповую сплоченность на основе морали социального порядка и ограничивает возможности интеграции в общество надгруппового уровня. Моральные мотивации регулирования разнообразия выступают в качестве «переходного звена» между государственной национальной политикой и образовательными практиками. На основе анализа контента учебников для начальной («Окружающий мир») и средней школы («Обществознание»), изданных до и после 2014 г., утверждается, что характерный для российской педагогики эссенциалистский подход к культуре и этничности, инспирированный ценностью безопасности, заложенной в документы государственной национальной политики, становится воплощением репрессивной морали социального порядка, ориентированной на гомогенизацию общества и ассимиляцию представителей этнокультурных меньшинств.