Кто говорит через мой синтезатор речи? Некоторые функции поправки, инициированной другим, в дополненной коммуникации
Аннотация
Как показывает конверсационный анализ, любой разговор строится за счет совместных, последовательных усилий и согласованных действий всех вовлеченных участников. У людей с коммуникативными нарушениями эта совместность в производстве разговора выражена в еще большей степени. Их речь часто требует скоординированных действий собеседников, таких как чтение с экрана, следование указательным жестам на доске или угадывание / контекстуализация того, что означают взгляды / вокализации / напечатанные сообщения человека с нарушениями речи. В этой статье обсуждается одна из наиболее частых совместных практик, направленных на достижение понимания с человеком с дизартрией, – инициированная другим самопоправка или самоисправление. В литературе по атипичному взаимодействию описано, как эта практика помогает собеседникам последовательно, черед за чередом, уточнить значение фраз человека с дизартрией, как пользующегося устной речью, так и использующего средства альтернативной коммуникации, такие как айтрекер, коммуникативные программы и синтезатор речи. Однако порой структурная возможность инициации поправки используется собеседниками не только для прояснения фразы человека с дизартрией, но и для других действий. В статье я провожу конверсационный анализ видеозаписи взаимодействия внутри русскоязычной семьи, в которой живет 10-летняя девочка с дизартрией, общающаяся через айтрекер и программу Optikey Symbol. В проанализированном фрагменте родители девочки продолжают игривую полемику, завязавшийся между ними до этого, используя структурную позицию инициации поправки череда, произнесенного девочкой при помощи синтезатора речи. Я утверждаю, что хотя в данном случае речь идет о полушутливой коммуникации, можно с уверенность предположить, что инициация поправки может производиться таким образом, чтобы отвечать интересам собеседников, и в других, более официальных ситуациях (в больнице, при прохождении МСЭ, в суде и пр.). Это может иметь последствия для жизни людей с нарушениями речи. Изучение аналогичных случаев поможет лучше понять и предложить рекомендации для осуществления «правильных» усилий по совместному производству высказываний, и избежать ситуаций, когда другие ‘говорят за’ людей с потребностями в дополненной коммуникации.