О социальной природе коммуникативных нарушений: производство коммуникативной (не)компетентности во взаимодействии

  • Дмитрий Колядов Институт лингвистических исследований РАН
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, интеллектуальные нарушения, взаимодействие, смех, анекдот

Аннотация

Одной из определяющих характеристик интеллектуальных нарушений, отмечаемой в специализированной литературе, являются трудности социального функционирования или адаптации. Эти трудности касаются не только способности контролировать финансы, устраиваться на работу и удерживаться на ней или вступать в брак, но и коммуникации. Коммуникативные проблемы, с которыми сталкиваются люди с интеллектуальными нарушениями, разнообразны. Это могут быть проблемы, связанные с несоблюдением норм речевого этикета, с пониманием юмора, значений, которые передаются имплицитно (намек, ирония, метафорические выражения). В целом такого рода затруднения могут быть охарактеризованы как нехватка коммуникативной компетентности. Последняя мыслится специалистами учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, сталкивающимися с людьми с нарушениями, как обусловленная имеющимися у индивида дефектами интеллекта или психики. Однако с позиций конверсационно-аналитической традиции, которой следует представленная статья, недостаточность коммуникативной компетентности может быть описана как феномен, ситуативно возникающий во взаимодействии. В статье рассматривается эпизод из группового занятия в центре дневного пребывания для молодых людей с нарушениями. В этом эпизоде один из клиентов центра рассказывает анекдот, оказавшийся не вполне удачным с точки зрения других участников эпизода. На первый взгляд эта неудача может показаться следствием индивидуальных действий рассказчика (выбор анекдота, манера рассказывания), которые, в свою очередь, могут объясняться имеющимися у него нарушениями. Однако анализ демонстрирует, что эта неудача создается несколькими участниками в процессе взаимодействия. Во-первых, само появление и выбор анекдота инициируется партнерами рассказчика – сотрудниками центра. Во-вторых, последующие действия партнеров влияют на определение компетентности рассказчика. С одной стороны, эти действия конструируют ситуацию как педагогическое взаимодействие, т. е. проверку способностей участника с нарушениями, а не как спонтанное рассказывание анекдота. С другой стороны, эти действия приводят к выявлению и подчеркиванию того, что анекдот не является смешным.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Дмитрий Колядов, Институт лингвистических исследований РАН

Мл.н.с., Лаборатория антропологичес­кой лингвистики, Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: dkoliadov@gmail.com

Опубликован
2021-12-29
Как цитировать
КолядовД. М. (2021). О социальной природе коммуникативных нарушений: производство коммуникативной (не)компетентности во взаимодействии. The Journal of Social Policy Studies, 19(4), 551-564. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-4-551-564
Раздел
КОНВЕРСАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИНВАЛИДНОСТИ