Социальные предприятия и СО НКО в Пермском крае: проблемы и перспективы развития
Аннотация
В обзоре рассмотрены специфика современных практик социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и социального предпринимательства (СП) в Пермском крае. Определены отличительные черты и элементы социального предпринимательства с учетом существования разных подходов к объяснению самого явления. Феномен показан в дуалистической форме, т. к. рассматривается с одной стороны, как частный случай бизнеса, с другой – как элемент гражданского общества, поскольку представляет собой возможность комбинирования коммерческой устойчивости и социальной пользы от инвестиций. Исследуются уровень развития и меры институциональной поддержки организаций СП и СО НКО в Пермском крае. В регионе отмечается не только количественный рост негосударственного сектора социальной сферы, но и успешность отдельных пермских социально ориентированных организаций на федеральном уровне. В крае сформирована база грантовой помощи некоммерческим организациям, функционирует ресурсный центр, обеспечивающий организационную и информационную поддержку НКО и СП. Установлено, что, несмотря на предполагаемый долговременный характер и постоянство бизнес-процессов, социальное предпринимательство в Пермском крае не достигло уровня развития СО НКО как в отношении результативности в решении проблем социальной сферы, так и в отношении формирования положительного имиджа. Исследователи связывают данный факт с недостаточностью информационной открытости и прозрачности работы СП в Пермском крае. Также рассматриваются успешные практики СП и СО НКО. Значительная часть последних применяет технологию обратной связи как ресурс для минимизации обезличенности акта благотворительности. Многие СО НКО диверсифицируют источники финансирования, в т. ч. за счет регулярных платежей со стороны многочисленных частных доноров путем онлайн-фандрайзинга. Перспективы развития СП и СО НКО в регионе авторы связывают с популяризацией идей социального предпринимательства, с реализацией обучающих и акселерационных программ, с повышением информационной доступности и максимальной открытости деятельности организаций, что будет способствовать формированию позитивного общественного имиджа, а также с совершенствованием законодательного регулирования отдельных видов деятельности социальных предпринимателей и открытием новых сфер деятельности СП.