Отношение к чаепитию как маркер профессионализации сообщества третьего сектора в Санкт-Петербурге

  • Артур Холявин  Университет Хельсинки
Ключевые слова: чаепитие, гражданственность, НКО, идентичность, профессиональное сообщество

Аннотация

На основе исследования «профессионализации» НКО – процесса бюрократизации, возникновения «экспертного знания» и сообщества третьего сектора – статья рассматривает распространение культуры чаепитий в России с точки зрения ее значения для деятельности НКО. Ставится вопрос о том, как культура потребления чая рассматривается в дискуссиях об активном долголетии (active ageing) и построении идентичности сообщества третьего сектора. Данные об отношении к чаепитиям получены в результате качественного социологического исследования 16 НКО, занимающихся оказанием негосударственной заботы и социальных услуг людям старшего возраста в Санкт-Петербурге. На основе полуструктурированных интервью, включенных наблюдений и анализа документов приводятся аргументы, свидетельствующие, что профессионализированные НКО – небольшое и относительно закрытое сообщество, связанное общими проектами, идеологией («активного старения») и представлениями об организационной деятельности, рассматривают чаепития через призму «бесполезности» для развития третьего сектора и «гражданской культуры» в России. Чаепития воспринимаются своеобразной оппозицией такой культуре, выступая в роли примера крайней степени «неэффективности», «неустойчивости», т. е. всего того, против чего выступают профессионализированные НКО. Основной темой статьи является место чаепития как социальной услуги в дискурсе о «хорошей заботе» среди НКО, оказывающих социальные услуги пожилым людям (на примере Санкт-Петербурга). Чаепитие в данном случае выступает характерной и распространенной формой социальных услуг, отношение к которой существенно отличается среди представителей НКО в зависимости от степени их вовлеченности в профессиональное сообщество. Cделан вывод о том, что использование чаепитий (как социальных услуг для людей старшего возраста) в деятельности НКО является своеобразным водоразделом, по которому профессиональное сообщество третьего сектора судит о принадлежности или непринадлежности организаций третьего сектора к «профессиональному» сообществу. В заключении предлагаются несколько направлений для потенциальных исследований практик чаепития с точки зрения изучения гражданского общества и трансформации политической культуры.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Артур Холявин , Университет Хельсинки

M. Sc.Pol., докторант, Университет Хельсинки, Финляндия. Электронная почта: Holavins.A@tsi.lv

Опубликован
2020-03-30
Как цитировать
Холявин А. (2020). Отношение к чаепитию как маркер профессионализации сообщества третьего сектора в Санкт-Петербурге. The Journal of Social Policy Studies, 18(1), 99-114. https://doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-1-99-114